ПРАВО.ru
Актуальные темы
17 марта 2015, 15:08

Символическая экономия на судах и судьях

Символическая экономия на судах и судьях
Фото Право.Ru

Попытка Белого дома сделать сколь-нибудь реальным российский бюджет, страдающий из-за падения цен на нефть и схлопывания экономической активности, отразится и на российской судебной системе. Впрочем, в минимальной степени: суды получат больше, чем им обещали в сентябре-октябре прошлого года, но меньше того, что дали в итоге в декабре. А сильнее всего в относительном выражении пострадают ассигнования на Верховный суд РФ и его аппарат.

Вскоре после того, как российский парламент утвердил бюджет на 2015 и 2016–2017 годы, наступил "черный вторник" 16 декабря, ознаменовавшийся резким ослаблением рубля по отношению к доллару и евро, а следом Центробанк повысил свою ключевую ставку до 17 % (затем, в конце января, она была снижена на два процентных пункта). Этим событиям предшествовало резкое падение цен на нефть – вдвое с уровня более $100 за баррель, начавшееся в середине 2014 года, и война санкций из-за российской политики в отношении Украины, которая привела к снижению экономической активности в России и росту инфляции.

В феврале в Госдуме признали, что "в сложившейся экономической ситуации параметры, утвержденные [законом] о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утратили свою актуальность". Правительство взялось за написание корректив, способных сделать бюджет исполнимым, а вчера внесло их в нижнюю палату парламента. Его предложения касаются исключительно текущего года. "Мы сегодня не имеем точного прогноза по 2016–2017 годам, и естественно в этой ситуации рассматривать изменения в бюджет на 2016–2017 годы неразумно", – объяснил глава думского комитета по бюджету и налогам, единоросс Андрей Макаров.

Расходы сокращены на 298 млрд руб., пишет газета "Ведомости" в статье "Экономия на людях". Среди крупных статей расходов сильнее всего будут урезаны траты на экономику (на 8,8 % – до 2,1 трлн руб.) и здравоохранение (8,2 % – до 386,2 млрд). Расходы на оборону и безопасность снижаются меньше (на 4,9 % – до 3,1 трлн руб. и на 3,8 % – до 2,1 трлн руб. соответственно). По отношению к ВВП доходы – на рекордно низком уровне с 2000 года (17,1 %). Из общего недобора доходов бюджета (2,5 трлн руб.) более половины приходится на снижающиеся поступления от налога на добычу полезных ископаемых, отмечает "Коммерсантъ".

Сокращение расходов затрагивает и судебную систему, но в меньшей степени. Согласно правительственным поправкам, с учетом госпрограмм, ее финансирование сократится в текущем году приблизительно на 2,26 % – до 168,72 млрд руб. Но это все равно больше 163,8 млрд руб., которые Белый дом планировал потратить на эту сферу, внося осенью 2014-го в Госдуму проект бюджета (подробнее).

Сильнее всего в относительном выражении пострадают ассигнования на Верховный суд РФ – они уменьшатся на 3,25 % до 4,29 млрд руб. Финансирование Конституционного суда планируется сократить меньше: примерно на 2 % – до 649,69 млн руб. Затраты по линии Судебного департамента при ВС РФ, который теперь отвечает и за суды общей юрисдикции, и за арбитражные, уменьшатся в процентном отношении чуть больше, до уровня в 163,778 млрд руб.

Бюджетные расходы на деятельность судов, млн руб.

Кризис, который сильно ударил по доходам населения, заставляет высшие органы государственной власти демонстрировать некую солидарность с обществом. Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, например, ходатайствовали перед президентом Владимиром Путиным о сокращении на 10 % собственных зарплат. Путин это пожелание исполнил, уменьшив соответственно и свой оклад, и премьера Дмитрия Медведева, а также еще ряды высших чиновников. Правда, перед этим их зарплаты выросли в гораздо большей пропорции. С сентября 2013 года парламентарии стали получать около 250 000 руб. в месяц, а с 1 сентября 2014-го – приблизительно по 400 000 руб. в месяц. Оклады Путина и Медведева в апреле прошлого года были увеличены президентским указом в 2,65 раза. По подсчетам "РБК", заработок главы государства составил 713 000 руб., премьерский – примерно 570 000 руб.

Судейское сообщество подобных жестов не делало, правда, его доходы, даже у верхушки, росли более скромными темпами. Первая реформа оплаты труда судей, заработавшая с 1 января 2013 года, привела, например, к тому, что доходы председателя ВС РФ Вячеслава Лебедева в 2013 году составили 8,8 млн руб. против 6,2 млн руб. годом ранее. После второй к 2017 году среднемесячный уровень оплаты труда судей увеличится в диапазоне 12,5–42,5 %, причем в большей степени у нижнего звена судейского корпуса.

Бюджетные корректировки этих планов не отменяют, хотя фонды оплаты труда несколько и сократятся. Например, на зарплату судьям КС правительство намерено потратить в 2015 году на 1,4 % меньше – 123,7 млн руб. В ВС сокращение бюджета в этой части ожидается на 1,3 % – до 660,5 млн. Сумма, требующаяся для остальных судей, опустится ниже 60 млрд руб., сократившись на 1,39 %.

Расходы на оплату труда судей, млн руб.

Финансирование оплаты труда сотрудников аппаратов в судах чиновники с Краснопресненской набережной намерены урезать в меньшей степени. КС, где гражданские служащие в среднем заработали в 2014 году по 126 610 руб. в месяц, на эти цели получит на 1,07 % меньше – 312,53 млн руб. А Судебный департамент – 33,73 млрд руб. (−1,04 %). А вот деньги для аппарата сокращаются в относительной мере больше всего: на 2,57 % – до 1,327 млрд руб. Впрочем, в 2014 году тут зарабатывали больше, чем в КС, – в среднем 130 131 руб.

Расходы на оплату труда сотрудников аппаратов судов, млн руб.

Госдума, как планируется, примет проект корректировок в бюджет в первом чтении уже 27 марта, а на третье парламентарии намерены выйти 10 апреля.