ПРАВО.ru
Актуальные темы
20 марта 2015, 14:52

Ускоренное арбитражное судопроизводство понравилось депутатам

Ускоренное арбитражное судопроизводство понравилось депутатам

Намерение Верховного суда ввести в арбитражный процесс судебные приказы, разрешить судьям не писать мотивированные решения по делам, рассматриваемым в упрощенном порядке, нашло поддержку в Госдуме. Комитет по законодательству дал добро на принятие в первом чтении соответствующих поправок в АПК. Однако не обошлось без вопросов, в частности к появлению обязательной досудебной стадии и по поводу пересмотра судебных приказов.

Вскоре после ликвидации Высшего арбитражного суда Верховный направил в Госдуму законопроект, который предусматривает унификацию некоторых процессуальных процедур арбитражного судопроизводства по аналогии с общей юрисдикцией. В частности, в Арбитражном процессуальном кодексе появляются такие институты, как обязательный претензионный порядок урегулирования ряда споров, судебный приказ и частное определение, а также видоизменяется упрощенное судопроизводство. Авторы надеются, что новеллы сблизят гражданский процесс, где подобные элементы есть, и арбитражный, повысят оперативность последнего и разгрузят суды, минимизируя, в частности, временные затраты на те дела, которые не нуждаются в развернутой процедуре рассмотрения. В ВС посчитали, что после реформы по ускоренным формам – упрощенной и приказу – будет вестись не менее половины арбитражных дел.

Однако путь законопроекта в Госдуме оказался тернистым: высшая судебная инстанция не соблюла требования к оформлению законопроекта, из-за чего вынуждена была текст перевнести. В первый раз его развернули потому, что, кроме предложений о корректировке АПК, в нем были и поправки в Налоговый кодекс, касающиеся уплаты госпошлины. Но по регламенту Госдумы изменения в налоговое законодательство должны вноситься отдельным законопроектом, а не вместе с процессуальным (ст. 108), объяснял глава думского комитета по законодательству единоросс Павел Крашенинников. Этот недочет был исправлен, и поправки в НК выделены в отдельный законопроект, который пока еще не рассмотрен профильным думским комитетом по бюджету и налогам, но получил одобрение правительства.

А новеллы для АПК на этой неделе члены думского комитета по законодательству изучили и заочно высказались за их принятие в первом чтении. Как и обещал ранее Крашенинников "Право.Ru", в целом комитет идеи ВС поддержал. Но есть и несколько "замечаний правового характера", говорится в заключении на законопроект.

Первое касается обязательного досудебного урегулирования всех споров, за исключением дела о банкротстве, об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о присуждение компенсации за волокиту и др. Комитет считает, что тут нарушена логика единообразия правил работы двух судебных систем. "В ГПК отсутствуют положения об обязательном досудебном порядке урегулирования спора. А в законопроекте данный институт предлагается установить в качестве обязательной стадии перед обращением в арбитражный суд, хотя в пояснительной записке основными целями [его] внесения называются сближение систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов, унификации процессуальных процедур и правил", – говорится в заключении.

Есть вопросы у комитета и к идее корректировки упрощенного производства, где судам предлагается (ст. 229 АПК) разрешить вынесение только резолютивной части решения, а мотивировочную писать по заявлению лиц, участвующих в деле (изъявить такое желание можно будет в течение пяти дней с момента размещения "резолютивки" на официальном сайте суда). Если изготовлена только резолютивная часть, судебный акт должен вступать в силу по истечении 10 дней, и через месяц, если есть и мотивировка.
 
Это правило уже действует в гражданском процессе (ч. 3, 4 ст. 199 ГПК), а в феврале 2013 года такую же возможность получили мировые судьи (подробнее>>). Но думский комитет считает, что непонятны тонкости обжалования таких решений. "Остается неясным вопрос о том, может ли быть подана апелляционная жалоба на резолютивную часть решения или же решение может быть обжаловано со дня его вынесения в окончательной форме [мотивировочной части. – "Право.Ru"]", – говорится в заключении.
 
Законопроект вводит в АПК институт судебного приказа. Если документ будет принят, то его судья сможет выносить на основании заявления о взыскании денег или об истребовании движимого имущества должника, которое основано на бесспорном требовании взыскателя. Судебный приказ может выноситься по делам, требования по которым связаны с неисполнением договора, протестом векселя и др., а их сумма не может превышать для юрлиц 300 000 руб., а для индивидуальных предпринимателей – 100 000 руб. Ранее такие пределы действовали для "упрощенки", а теперь законопроект повышает их соответственно до 400 000 руб. и 200 000 руб.
 
К идее появления судебных приказов в арбитражных спорах вопросов у депутатов не возникло, зато есть они у правового управления Госдумы. Оно обратило внимание на случаи, когда приказ может быть пересмотрен. Кассационная инстанция, куда по проекту их надо обжаловать, сможет это сделать, если выявит их "несоответствие целям эффективного правосудия, в том числе в случае наличия спора о составе и размере задолженности, а также в иных случаях, [когда надо] выяснить обстоятельства или исследовать доказательства". Однако, как отмечает управление, у суда первой инстанции, согласно законопроекту, нет права вернуть заявление на этом основании, и это неверно. В этом контексте
думские юристы упоминают и норму, по которой суд первой инстанции может отменить судебный приказ, если от должника поступили возражения относительно его исполнения. Однако в этом случае не оговаривается, что именно в этой идее не так.
 
Эти замечания необходимо будет учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению.