Активное обсуждение тезиса, что российская милиция в нынешнем ее состоянии изжила себя и вместо защиты уже представляет угрозу для жизни и здоровья простых граждан, началось в СМИ и интернет-сообществе после инцидента, произошедшего в Москве в конце апреля. Тогда находящийся в нетрезвом виде начальник ОВД «Царицыно» Денис Евсюков открыл огонь по посетителям супермаркета в Орехово-Борисово, убив одного человека и ранив шестерых. Выяснилось, что перед этим он застрелил подвозившего его водителя частного автомобиля.
После этого инцидента был вынужден уйти в отставку начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин. Кроме того, своих должностей лишились несколько руководителей УВД Южного округа столицы, которым непосредственно подчинялся Евсюков. Через полтора месяца мы имеем возможность оценить работу над ошибками, которую провели в МВД после преступления их сотрудника Евсюкова.
Итак, какие же серьезные перемены ждут в ближайшем будущем российскую милицию.
Институт поручительства
При назначении на руководящие милицейские посты кандидатам потребуется письменная рекомендация поручителя.
Такое указание содержится в методических рекомендациях по использованию института личного поручительства в системе органов внутренних дел РФ, подписанных первым заместителем министра внутренних дел РФ Михаилом Суходольским. Этот документ направлен «на формирование принципиального и объективного подхода при назначении сотрудников на должности руководящего состава».
Поручительство — это «письменная рекомендация, содержащая ручательство за этого сотрудника, назначаемого на должность руководителя. Поручительство будет приобщаться к личному делу, а начальникам ОВД, подразделений и учреждений системы МВД России рекомендуется при решении кадровых вопросов учитывать мнения поручителей».
Суходольский пояснил, что «в качестве поручителя не может выступать сотрудник, проработавший в системе органов внутренних дел менее 5 лет и имеющий дисциплинарные взыскания, занимающий нижестоящую должность по отношению к предполагаемому назначению рекомендуемого лица, состоящий с ним в родстве, знакомый с ним по совместной службе менее года».
Таким образом в МВД собираются исключить случаи протекционизма в работе с личным составом.
«Поручитель несет моральную ответственность за рекомендуемое лицо. Кроме того, поручитель может быть заслушан на заседании комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике по месту службы. Срок ответственности по поручительству — три года», — рассказал генерал.
В качестве примера успешной реализации подобной схемы начальник Департамента собственной безопасности МВД Юрий Драгунцов привел «Комсомольской правде» опыт Великобритании. В полиции этой страны «на должность начальника подразделения могут претендовать только полицейские, отработавшие без взысканий не менее пяти лет и имеющие поручительство руководителей».
Система поручительства существовала и в нашей стране — с первых лет образования СССР. Еще в РСДРП действовала система, когда для вступления в партию было необходимо заручиться рекомендацией старого члена партии. Такая система оказалась настолько жизнеспособной, что применялась фактически до исчезновения КПСС. Почти все советские граждане заручались двумя рекомендациями при приеме в ВЛКСМ, а 20 миллионов самых передовых имели поручителей при приеме в партию.
В Советском Союзе институт поручительства с поставленными задачами справлялся весьма успешно. Причиной этому были прямые методы воздействия на провинившихся. За провинность протеже его поручитель мог получить выговор по партийной линии, что являлось серьезным препятствием в дальнейшей карьере.
Поручители сопровождают рядового гражданина почти всю жизнь. Свидетели на свадьбе (в советские времена им даже грозил штраф, если молодожены расставались ранее, чем через год после регистрации брака) и крестные родители — также выступают поручителями. Эта же система действует в ФСБ и ФСКН, в бизнесе и мафии. Поручители по банковским кредитам ответят своим имуществом в случае неплатежеспособности кредитора.
Отметим, что во всех вышеперечисленных случаях поручители отвечали за своих протеже либо своим имуществом, либо служебным положением. Следует предположить, что именно по этой причине система поручительства и работала. Возникает логичный вопрос: чем же будут рисковать сотрудники ОВД ручаясь за других милиционеров? Какая именно наступит ответственность в случае, если протеже поручителя не справится с руководящей должностью или совершит уголовно-наказуемое деяние?
Суходольский говорит о моральной ответственности, но не поясняет, в чем она будет выражаться. Кроме того, как следует со слов милицейского начальника, поручительство имеет лишь рекомендательный характер при решении кадровых вопросов. При нынешней системе ручательство может стать лишним поводом, чтобы не выносить сор из ведомственной избы и не предавать огласке не слишком очевидные прегрешения сотрудников, дабы не попасть даже под призрачную ответственность.
О действенности моральной ответственности красноречиво свидетельствует поведение начальника ГУВД Москвы, генерал-полковника милиции Владимира Пронина. Фактически он являлся поручителем Евсюкова. Однако после бойни в супермаркете «Остров», устроенной бывшим майором, Пронин сам не подал в отставку, а был освобожден от выполнения своих обязанностей указом президента РФ Дмитрия Медведева.
Смущает также ограниченный срок годности поручительства. Суходольский говорит о трехгодовой ответственности поручителя за своего подопечного. Отметим, что Евсюков проработал в милиции больше трех лет, так что снисходительное отношение Пронина к его поступку, с точки зрения логики Суходольского, вполне объяснимо.
Ролевые игры
Среди прочих перемен, случившихся в работе МВД после трагических событий в супермаркете, следует выделить указ подписанный главой МВД Рашидом Нургалиевым. Он обязывает милиционеров, имеющих право на постоянное ношение оружия (а именно руководящий состав), раз в год проверяться на морально-психологическую устойчивость.
Кроме поручителей, МВД обзаведется межведомственной базой «отказников». Например, если человек не пройдет психологический тест или «детектор лжи» при приеме в милицию или при назначении на должность, то он не сможет устроиться в другое силовое ведомство. Сейчас же не редкость, когда, не пройдя отбора в милицию, кандидат отправляется работать в ФМС или в Госнаркоконтроль.
Кроме того, МВД изменит саму систему подготовки кадров. «По сути, создана инновационная схема обучения людей», — заявил по этому поводу Суходольский. Упор в новой системе сделан на практические занятия. Милиционеров будут обучать на конкретных примерах по принципу ролевых игр. В частности, для обучения сотрудников ППС разработаны модели примерно 200 различных ситуаций. Речь идет о наиболее типичных ситуациях, с которыми приходится сталкиваться милиционерам — убийствах, ограблениях, авариях.
По словам Суходольского, смена системы обучения связана с тем, что в настоящее время милиционеры «бывают не готовы к миссии защитника людей и профессионально, и психологически». В частности, как подчеркнул замглавы МВД, об этом свидетельствует преступление Евсюкова.
Суходольский напомнил журналистам, что в настоящее время в некоторых регионах проводится эксперимент по созданию центров подготовки милицейского спецназа. Помимо обучения, цель этих центров — улучшение системы управления спецназом и контроля над ним. Ранее сообщалось, что, если эксперимент окажется успешным, отряды милицейского спецназа СОБР (специальные отряды быстрого реагирования), которые в 2002 году были объеденины с ОМСН (отрядами милиции специального назначения), будут возвращены в систему МВД.
Реформы от блоггеров
Еще 12 интересных предложений по улучшению работы милиции передал главе МВД России Рашиду Нургалиеву первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. Они были отобраны из комментариев пользователей Живого Журнала (ЖЖ) к блогу Морозова, который он завел специально по этому поводу.
Страница Морозова в ЖЖ появилась в начале апреля, вскоре после того, как сотрудник МВД Денис Евсюков учинил бойню в одном из супермаркетов Москвы. Предложения в виде комментариев принимались до 15 мая.
На изучение мнения интернет-сообщества у Морозова ушло примерно два месяца, и, если верить статистике его журнала, он получил за это время почти 1300 комментариев. «Я прочитал все комментарии», — заверил вице-спикер, поблагодарив всех, кто включился в дискуссию.
В итоге, по словам Морозова, «получилось 12 предложений, многие из которых заслуживают, как минимум внимания, а как максимум — дальнейшего развития».
«Все предложения будут изучены моими коллегами, а что-то из них может найти реализацию, как в законах, так и в ведомственных (МВД) актах», — подчеркнул он, разместив в своем журнале также список этих предложений.