В нижнюю палату парламента в скором времени поступит документ под авторством депутата Рафаэля Марданшина, вносящий изменения в закон о медиации. Этот институт создан в 2010 году, но сегодня практически не работает из-за слишком общих норм. Право.ru удалось выяснить, как предлагается исправить недостатки действующих правил. Так, медиативное (мировое) соглашение, наконец, можно будет исполнить принудительно, а посредники станут отдельной юридической профессией.
Суд выгодней примирения
Закон о медиации (ФЗ № 193 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)") был принят в 2010 году по инициативе Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост президента РФ, и вступил в силу с начала 2011 года. Он дает возможность участникам гражданского, трудового или семейного спора обратиться к медиатору (посреднику) за помощью в составлении мирового соглашения.
Если медиативное соглашение заключено без участия суда, то его невозможно принудительно исполнить, обращает внимание Игорь Судец, соруководитель проекта "Комфортная правовая среда" партии Единая Россия, занимающегося разработкой текста инициативы. Чтобы получить гарантию защиты в случае неисполнения медиативного соглашения, сторонам нужно сначала обратиться в суд, объясняет Судец. Институт остро нуждается в развитии, заявил бывший глава Высшего Арбитражного суда, научный руководитель факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов в январе 2016-го. По его словам, с помощью медиации пока решается очень мало дел.
Компетенция и образование
Документ, который в скором времени внесет в нижнюю палату парламента депутат Рафаэль Марданшин, координатор проекта "Комфортная правовая среда" партии Единая Россия, разрабатывается с участием экспертного сообщества, в том числе членов президентского Совета по правам человека, и призван устранить пробелы действующего закона, которых, по словам депутата, немало, несмотря на сравнительно небольшой размер документа (в федеральном законе всего 20 статей).
Так, например, законопроект предлагает расширить полномочия медиатора. По словам одного из разработчиков документа, президента юридического клуба при НИУ ВШЭ "Ante Factum" Эрика Гнилицкого, действующий закон никак не прописывает типы посреднических процедур (переговоры, содействующая медиация и др.), но при этом запрещает медиатору в какой-либо форме предоставлять юридическую или консультационную помощь (п. 2 ч. 6 ст. 15 ФЗ № 193). Это превращает посредника в исключительно формальную фигуру, которая только проводит процедуру. Законопроект предлагает расширить компетенцию медиатора и предоставить ему возможность консультировать стороны спора о последствиях их медиативного соглашения.
Чтобы справиться с этой задачей, медиатор должен иметь диплом юриста, уверены некоторые из инициаторов изменений в закон. Сейчас его ст. 15 гласит, что посреднику достаточно дополнительного образования по вопросам применения процедуры медиации. Однако медиативное соглашение не может противоречить закону и должно быть действительным в контексте Гражданского кодекса. Бывшие психологи и педагоги, которые часто идут в медиаторы, могут не разбираться в юридических нюансах споров (Артем Тарасов, еще один разработчик законопроекта, создатель юридического клуба при НИУ ВШЭ "Ante Factum").
Законотворцы во главе с Марданшиным предлагают установить квалифицированные характеристики, должностные обязанности и требования к знаниям и квалификации профессионального медиатора. Соответствующим Постановлением Правительства предлагается включить должность "профессиональный медиатор" в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. "Если медиатор будет получать профессиональное образование и на федеральном уровне нам удастся создать какой-то образовательный стандарт по медиации, то мы сможем привлекать к этой теме больше юристов", – уверен Тарасов.
Сила исполнительного документа и возврат госпошлины
В законопроекте есть ответ на вопрос, какую силу имеют медиативные соглашения (закон этого не определяет). Законотворцы рассматривают вариант наделить соглашение, достигнутое сторонами по итогам медиации, силой исполнительного документа, предварительно прошедшего квалифицированную юридическую экспертизу (насколько такие изменения необходимы можно обсудить здесь).
Кроме того, на медиативные процедуры предлагается перенести практику арбитражного процесса, а именно возвращать сторонам спора госпошлину за подачу заявления в суд в полном объеме, если в ходе заседания они заключили мировое соглашение. Авторы хотят распространить это правило и на случаи, если медиативное соглашение заключается в течение гражданского или арбитражного процесса, а также частично возвращать исполнительский сбор в исполнительном производстве. "Фактически реальную работу сделал медиатор, а судья ее лишь утвердил, не разбираясь в деле по существу", – объясняет Игорь Судец, отмечая, что такое нововведение будет хорошим стимулом находить компромисс.
Адвокаты и нотариусы станут медиаторами
Некоторые поправки планируется внести и в закон об адвокатуре. В частности, адвоката хотят наделить компетенцией по проведению медиативных процедур. Такую же практику предлагается распространить и на нотариусов. В законе "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" может появиться новая глава "Примирительные процедуры в нотариальной деятельности". В ней, в частности, будет прописано, что при возникновении разногласий, препятствующих совершению нотариального действия нотариус или иное специально уполномоченное лицо вправе провести примирительную процедуру (а именно переговоры) для сближения позиции, согласования интересов заявителей и выработки соглашения.
Примирительная процедура может проводиться по просьбе заинтересованных лиц или по инициативе нотариуса или другого специально уполномоченного лица с согласия заявителей. Нотариус может быть наделен правом проводить примирительные процедуры только после прохождения специального обучения по программам, сертифицированным Федеральной нотариальной палатой Российской Федерации. На время проведения примирительной процедуры нотариальное производство предлагается откладывать.
Как отреагирует на нововведение нотариальное сообщество, пока неизвестно: палата еще не сформулировала свою позицию по вопросу того, насколько готов будет нотариус при совершении нотариальных действий отдельно проводить процедуру медиации.
Трудовое, но не уголовное
Авторы инициативы во главе с Марданшиным также продумали процедуры досудебного разрешения трудовых споров. Так, статью 382 Трудового кодекса ("Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров") предлагается дополнить нормой, которая наделит стороны индивидуального спора правом урегулировать его с помощью процедуры медиации. Она приостанавливает течение сроков обращения работника в комиссию по трудовым спорам (изменения в ст. 386 ТК) и суд (поправки в ст. 392 ТК).
Документ под авторством депутата Марданшина не будет затрагивать активно обсуждаемую сегодня тему медиации в уголовном законодательстве, а сконцентрируется на гражданских спорах. Впрочем, текст законопроекта все еще находится в стадии подготовки и будет рассмотрен уже новой Госдумой седьмого созыва. У разработчиков имеется еще ряд предложений, решение по которым пока не принято. Так, например, авторы инициативы предлагают создать объединение медиаторов с понятными правилами и системой страхования медиатора от ущерба в отношении своего клиента. Однако, как отметил Рафаэль Марданшин, для проведения полноценной реформы медиации сегодня необходимо ответить на ключевые вопроы и выяснить позицию юридического сообщества (высказать свое мнение можно здесь).