На рассмотрении в Госдуме сейчас находится два законопроекта, которые направлены на ужесточение ответственности автомобилистов. В случае их принятия, а один из документов уже прошел первое чтение, водитель сможет лишиться прав после трех административных штрафов за нарушение ПДД в течение года, а также если его дважды "поймали" за рулем автомобиля, не прошедшего техосмотр. Юристы разошлись в оценке инициатив: одни считают, что они повысят безопасность на дорогах, другие указывают на коррупциогенный и репрессивный характер поправок.
Back in the USSR: три штрафа = лишение прав
В начале октября Госдума седьмого созыва приняла в первом чтении проект закона, который направлен на борьбу со злостными нарушителями ПДД. Так, за три серьезных нарушения в течение 12 месяцев (три административных штрафа) водителя предлагается оставлять без прав на срок от года до полутора лет. В случае, если нарушителя невозможно оставить без водительского удостоверения (например, если он управляет машиной, не имея прав), альтернативой станет штраф от 10 000 до 30 000 руб. (см. "Дума разрешила отбирать водительские права за трехкратное нарушение ПДД").
Правительство внесло эту инициативу в Госдуму еще в мае 2016 года, однако палата прошлого созыва не успела ее рассмотреть (см. "Водителей предложили лишать прав за три нарушения ПДД"). Документ предлагает дополнить КоАП новой ст. 12.38 "Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством". Схожая практика лишения водительских прав была еще в Советском Союзе: инспектор, выписывая штраф за нарушение ПДД, делал пометку в талоне нарушений. Три такие "метки" – и водитель на год становился пешеходом. Однако в то время учитывались все нарушения, а новый правительственный законопроект предусматривает крайнюю меру лишь для 17 составов правонарушений.
В частности, оставить водителя без прав можно будет, если он трижды был уличен в проезде на красный свет или запрещающий жест регулировщика, отказался пропустить авто с преимущественным правом пересечения перекрестков или машину со спецсигналами, разворачивался или двигался задним ходом в неположенном месте, выехал на встречку, повернул налево или развернулся через сплошную или двойную сплошную, нарушил правила пересечения железнодорожного переезда, а также не предоставил преимущество пешеходам на "зебре". Причем эти нарушения могут комбинироваться – то есть "в общий зачет" пойдет и лихачество, и "неуважение" к пешеходам. К слову, те, кто получает штрафы (так называемые "письма счастья") лишь по почте, могут выдохнуть: правонарушения, зафиксированные фото- и видеокамерами, учитываться не будут, так как за них ч. 31 ст. 4.1 КоАП предусматривает только штрафы.
Закону быть
Документ примут во втором и третьем чтении до конца года, убежден Вячеслав Лысаков, первый зампред комитета ГД по госстроительству и законодательству, лидер Всероссийской политической партии "Автомобильная Россия". "Человек может иметь 50, 100 штрафов и, тем не менее, продолжать ездить, поскольку у нас нет ответственности за систематические грубые нарушения ПДД, – говорит он. – При этом я буду вносить в проект две поправки. Считаю, что из него нужно убрать такое "лишенческое" нарушение, как непропуск пешехода. Тут может быть много злоупотреблений". Есть места, где пешеходы идут сплошным потоком, поэтому автомобилисты пытаются протиснуться в образовавшееся "окошко", поясняет Лысаков. И любого из таких водителей можно остановить у перехода и сказать: "Не пропустил". Кроме того, бывает, что пешеход выпрыгивает на переход, не глядя по сторонам, сетует депутат. "Также буду предлагать коллегам изменить наказуемую скорость – с 40 на 60 км/ч (сверх разрешенной – прим. ред.). Сейчас в КоАП за повторное превышение от 60 до 80 км/ч и от 80 и выше предусмотрено лишение прав на год. А вот за повторное нарушение режима – от 40 до 60 км/ч положено только повышение штрафа – до 2500 руб., но в законопроекте предлагается это нарушение сделать "лишенческим". Считаю это неправильным", – подчеркнул Лысаков.
"Список нарушений, которые внесены в законопроект, совпадает с перечнем причин подавляющего количества ДТП с пострадавшими в нашей стране", – отмечает Валерий Солдунов, председатель "Всероссийского общества автомобилистов". – Именно подобные нарушения и приводят к ДТП". Стоит отметить, что автомобилисты в большинстве своем законопослушны, говорит он, именно поэтому на их фоне всегда ярко заметен "наглый" нарушитель. "Если подобные "ездоки" будут лишаться прав, то движение станет спокойней, – считает Солдунов. – Следуя пожеланиям, поступающим от автомобилистов, предлагаю добавить в список езду по обочине. Также было бы правильным подумать о взывании штрафа с владельца авто, а не водителя во всех случаях неправильной парковки, по принципу "нет водителя, отвечает владелец". Сейчас множество нарушений правил парковки происходит именно из-за невозможности привлечь к ответственности".
Наказывать за отсутствие ТО по аналогии с таксистами
Кроме того, накануне, 25 октября, член Совфеда Виктор Озеров внес на рассмотрение Думы инициативу об ужесточении ответственности за управление автомобилем без прохождения техосмотра (см. "Сенатор предложил лишать водительских прав за отсутствие техосмотра"). Согласно законопроекту, если водителя поймали за езду без документов о прохождении ТО, ему придется заплатить штраф в размере от 500 до 800 руб. Повторное нарушение обернется штрафной санкцией уже в 5000 руб. или же лишением водительского удостоверения на один-три месяца. В действующих ПДД уже содержится запрет на управление транспортным средством без ТО, однако он распространяется лишь на тех, кто обязан проходить такой осмотр два раза в год (таксистов или водителей общественного транспорта).
Сенатор также предлагает лишить Российский союз автостраховщиков (РСА) полномочий по надзору за техосмотром и передать его в ведение госорганов – например, Министерства транспорта, Росаккредитации или же МВД. Согласно документу, за выдачу поддельных диагностических карт операторы ТО, которые пройдут аккредитацию, поплатятся штрафами от 10 000 до 30 000 руб. Кроме того, до 300 000 руб. составит размер штрафа за нарушение норм проведения ТО. Законопроект также регулирует стоимость техосмотра: может быть введено понятие "базовый размер платы" и "ценовые пределы", а также методики их подсчетов для разных субъектов РФ.
РСА отрицательно отреагировал на идею забрать у него право на контроль ТО. "Это лишь усугубит ситуацию, – рассказал "Известиям" исполнительный директор организации Сергей Ефремов. – Давайте сначала выясним причины, почему сегодня возникают обстоятельства, когда посредники продают поддельные документы, почему люди не едут в пункты ТО. Может быть, нужно разобраться в этом, а затем решать, кто это возглавит". Депутат Вячеслав Лысаков высказал большие сомнения в том, что этот законопроект вообще "пройдет". Во "Всероссийском обществе автомобилистов" отказались комментировать эту "не до конца понятную" инициативу, поскольку пока видят в ней лишь "желание вернуть техосмотр в госструктуры".
"Проекты имеют весомый коррупциогенный фактор"
"Наше законодательство в сфере дорожного движения и так носит репрессивный характер, а откровенно репрессивная же практика правоприменения эту ситуацию только усугубляет, – говорит адвокат Алексей Михальчик. – При оценке доказательств приоритет отдается показаниям сотрудников полиции, которые иногда добросовестно заблуждаются, а иногда и сознательно искажают реальные обстоятельства". При таких условиях у этих законопроектов имеется весомый коррупциогенный фактор и, соответственно, предпосылки для применения такого сурового наказания к лицам, которые в действительности были привлечены к административной ответственности без достаточных на то оснований, считает он. "Уже сейчас качество судопроизводства по делам об административных правонарушениях оставляет желать лучшего, но в случае предлагаемых изменений мы может получить новую точку социального напряжения, так как один-два сомнительных штрафа еще можно пережить, но когда эти штрафы станут массовым поводом для лишения прав общественность может серьезно возмутиться", – предполагает Михальчик. Практика показывает, что законопроекты, ужесточающие ответственность, в последнее время часто получают путевку в жизнь, с сожалением добавляет адвокат.
"Попытки бесконечно вносить изменения в основополагающие законодательные акты, к сожалению, давно стали негативным трендом в нашей стране, – отмечает Лада Горелик, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов "Горелик и партнеры". – В итоге число изменений в каждый нормативный документ может достигать нескольких десятков, а сама редакция того или иного нормативно-правового акта всегда не является "окончательной" даже в ближайшей перспективе, поскольку ко времени вступления в силу очередных изменений, на рассмотрении в Госдуме уже лежит какой-нибудь очередной законопроект". Адвокат полагает, что рассматриваемые инициативы создают очередной виток нестабильности как самих законов, так и правоприменения. По ее мнению неясно, насколько оправданно такое ужесточение ответственности и есть ли в этом практическая необходимость, ведь "при здравом подходе бесконечно менять правила игры вряд ли требуется".
"Содержание поправок оставляет вопросы"
Впрочем есть и те, кто положительно относится к двум этим законопроектам. "Инициативы целесообразны и не носят негативного характера, – считает адвокат бюро "Деловой фарватер" Антон Соничев. – Лишение прав по ним предполагается после неоднократных нарушений, а значит, всех без разбора не начнут оставлять без прав. При этом лишение прав носит краткосрочный и незавышенный характер, что нельзя считать чрезмерной мерой". Такие инициативы направлены на повышение безопасности на дорогах, что является сейчас острой проблемой в России, подчеркивает эксперт.
"Инициатива, предусматривающая лишение прав за систематическое нарушение ПДД, концептуально выглядит актуальной и своевременной, – согласен Дмитрий Железнов, адвокат юридической фирмы "ЮСТ". – Об этом можно судить в том числе на основе анализа статистики о количестве ДТП, приводимой в пояснительной записке к законопроекту". Вместе с тем текст документа в том виде, в котором он сейчас рассматривается, вызывает определенные вопросы, отмечает эксперт. "Во-первых, из законопроекта и пояснительной записки неясно, чем обусловлено включение в ст. 12.38 КоАП именно тех нарушений, которые в нем сейчас перечислены", – говорит Железнов. Во-вторых, продолжает он, все указанные нарушения по смыслу законопроекта являются одинаково опасными, т. е. не имеет значения, что именно совершил водитель: трижды превысил скорость на определенную величину в мегаполисе или трижды не пропустил пешехода в сельской местности. "Представляется, что предлагаемый подход является несколько упрощенным, поскольку опасность деяния в указанных случаях далеко не всегда будет равновеликой", – резюмирует Железнов.
Содержание поправок оставляет вопросы относительно того, как именно новые нормы будут применяться на практике, солидарен юрист компании "Хренов и партнеры" Михаил Будашевский. "В частности, заслуживает внимания вопрос о соотношении новых норм со ст. 4.6 КоАП, согласно которой лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года с момента окончания его исполнения. Формально поправки не исключают того, что лицо сможет обжаловать "третье" постановление о наложении штрафа исключительно с целью отложить его вступление в законную силу. Поэтому сам механизм привлечения к ответственности лиц, неоднократно нарушивших ПДД, нуждается в доработке", – убежден юрист.
С текстом законопроекта № 13843-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации проведения технического осмотра транспортных средств" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 1086493-6 "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части введения дифференцированного наказания за систематическое нарушение ПДД и правил эксплуатации транспортного средства" можно ознакомиться здесь.