ПРАВО.ru
Актуальные темы
22 марта 2017, 13:16

Юристы рассказали о подводных камнях брачного договора

Юристы рассказали о подводных камнях брачного договора

Брачные договоры набирают популярность в России, однако далеко не все знают, какие условия можно там прописать. Практика показывает, что даже нотариусы удостоверяют незаконные контракты. На примере дела в Верховном суде "Право.ru" объясняет, какие права и обязанности супруги могут включить в брачные соглашения. А эксперты разъясняют каверзные ситуации можно ли, например, предусмотреть в "семейном контракте" частоту встреч с тещей или компенсацию за измену. 

Нормы, которые находятся на стыке нескольких отраслей права, часто вызывают проблемы. Одним из ярких примеров является регулирование брачного договора. Многие юристы ошибочно применяют к этому соглашению только положения ГК, хотя он в первую очередь регулируется ст. 4 Семейного кодекса (СК). У брачного договора следующие обязательные признаки: особый субъектный состав (лица, находящиеся в браке или планирующие вступить в брак прим ред.), письменная форма и нотариальное удостоверение.

«Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения».

Источник: ст. 40 Семейного кодекса

 

На деловом завтраке "Право.ru" "Семейное и наследственное право: законодательные изменения и актуальная практика" Татьяна Старикова, партнер юридической фирмы "ЮСТ", отметила, что за последнее время брачные договоры между супругами встречаются все чаще (см. "Семейное и наследственное право: проблемы и перспективы"). Соответственно увеличивается и количество судебных споров о недействительности тех или иных пунктов таких соглашений. Одно из таких дел недавно дошло до Верховного суда

Супруг попал в "крайне неблагоприятное положение"

В 2008 году Артур Сарян и Инна Капетян* развелись после 20 лет брака. Последней спустя 5 лет удалось отсудить у бывшего мужа часть совместно нажитого имущества (квартиру и акции ОАО «Искож»). Суд вынес такое решение на основании брачного договора от 2001 года. Один из пунктов соглашения содержал следующее условие: "В случае расторжения брака по инициативе Саряна либо в результате его недостойного поведения (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий и т. п.) имущество, нажитое во время брака и относящееся к общей совместной собственности супругов, переходит в собственность Капетян".

Со второго круга разбирательств Гагаринский суд удовлетворил иск Саряна и признал брачное соглашение недействительным. Мосгорсуд оставил решение без изменения. Капетян стала добиваться пересмотра в ВС. Зампред ВС Василий Нечаев передал спор на рассмотрение гражданской коллегии, которая, однако, в итоге признала акты нижестоящих инстанций законными: брачный договор не может содержать условия, которые ставят одного из супругов в "крайне неблагоприятное положение" (п. 3 ст. 42 СК) – таков был мотив. Например, нельзя полностью лишить одного из супругов права на имущество, нажитое в период брака, подчеркнул ВС. "Неблагоприятность" условий соглашения определяется в каждом случае отдельно – исходя из совокупности фактических обстоятельств. В рассматриваемом случае она имеется, подтвердил ВС (дело № 5-КГ16-174).

Эксперты "Право.ru": "Права слабого пола не нарушены, а к нотариусу вопросы есть" 

Это решение ВС вызвало множество споров: кто-то даже считает, что этот акт нарушает права женщин. Верховный суд вынес свое решение, ссылаясь на крайне неблагоприятное положение супруга из-за раздела имущества после развода с женой, комментирует решение Ольга Пучкова, ведущий эксперт практики семейного и наследственного права "Пепеляев Групп": "Женщин защищать надо (хотя почему только женщин?), но институт брачного договора предусмотрен для иных целей, которые регулируются определенными правилами". Управляющий партнер АБ ЕМПП Сергей Егоров добавляет, что суд не должен исследовать личные отношения супругов и давать им процессуальную оценку. В то же время адвокат, партнер КА "Барщевский и партнеры" Павел Хлюстов предполагает, что ВС признал бы договор с аналогичным условием действительным, если бы жене отходила не вся доля мужа, а лишь ее часть.

У экспертов возникли вопросы и к специалисту, который засвидетельствовал упомянутый документ. Галина Павлова, управляющий партнер АК "Павлова и партнеры", руководитель практики по семейному и наследственному праву, поясняет, что брачные договоры с "крайне неблагоприятными" условиями "отсеиваются" еще у нотариуса: “Поэтому удивительно, что соглашение из обсуждаемого дела вообще удостоверили". Алина Зеленская, адвокат национальной юридической компании "Митра", соглашаясь с коллегой, напоминает, что ВС почти 20 лет назад дал трактовку "крайне неблагоприятному положению" (Постановление Пленума ВС от 5 ноября 1998 года № 15). К последнему отнесли в том числе и лишение одного из супругов всего имущества, нажитого в период брака. 

Идеальный брачный договор: советы от экспертов "Право.ru"

"Право.ru" узнало у экспертов, как правильно составить соглашение, чтобы в суде его посчитали законным. 

Павел Хлюстов В брачном договоре нет ничего предосудительного – это современный цивилизованный способ разделить имущество, сохранить нервные клетки и сэкономить на адвокатах.

Во-первых, важно понимать, что обсуждаемый документ регулирует юридическую судьбу имущества, а не уклад семейной жизни, напоминает Хлюстов: "По этой причине в брачный договор нельзя включить условия о том, как часто жена должна стирать, в какое время муж должен приходить домой и когда должна приезжать тёща". Брачный договор в соответствии с положениями СК регулирует только имущественные отношения супругов, подтверждает и Пучкова: "Расширительному толкованию эти нормы не подлежат, а значит, на права мужа или жены не могут влиять такие обстоятельства как измена и иное недостойное поведение, например, хулиганство или пьянство, а также инициатива при расторжении брака". По словам Пучковой, подобные условия являются не только незаконными, но выглядят еще и аморальными, так как могут создать почву для злоупотреблений. Например, супруг, который заинтересован в получении имущества, может спровоцировать другую сторону на агрессивные действия или подтолкнуть к разводу. 

Брачный договор не может ограничивать:

– правоспособность или дееспособность супругов

– их право на обращение в суд за защитой своих прав

– регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей

– предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания

– содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства

Источник: п. 3 ст. 42 Семейного кодекса

 

Помимо этого в брачном договоре нельзя прописать условия, которые связаны с приватизацией жилого помещения, обращает внимание Павлова. Московский областной суд указал, что эти отношения не относятся к имущественным отношениям супругов, так как регулируются специальным законом – "О приватизации жилищного фонда в РФ" (дело № 33-22464/2014). Невозможно предусмотреть и порядок раздела имущества, которое куплено с использованием материнского капитала, потому что оно нарушает права несовершеннолетних детей.

Павлова приводит в пример и более экзотичную причину, по которой суд может признать соглашение между супругами ничтожной сделкой. Например, что "…в брачном договоре отсутствует не только указание на то, что он был вслух прочитан нотариусом, но и указание на то, что он был прочитан сторонами лично и что сторонам были разъяснены основные положения о правах и обязанностях сторон, последствиях заключения брачного договора и что эти положения понятны" (дело № 33-0146/2016). 

Что же тогда можно прописать в брачном договоре? Егоров поясняет, что супруги могут определить в документе: 

– свои права и обязанности по взаимному содержанию;

– способы участия в доходах друг друга и порядок семейных расходов; 

– имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.

Можно включить и обязанности имущественного характера в отношении детей, добавляет Зеленская: "Например, указать, кто будет покупать ребенку одежду и оплачивать его обучение".  

При этом некоторые эксперты считают, что брачный договор все же может содержать условие, которое предусматривают перераспределение имущества в случае измены или иных аморальных действий одного из супругов. Например, такого мнения придерживается Хлюстов, но подчеркивает: "По общему правилу нельзя допустить, чтобы соглашение полностью лишило одну из сторон права собственности на имущество, нажитое в период брака". Кира Корума, партнер, адвокат, руководитель судебно-арбитражной практики ЮГ "Яковлев и Партнеры", тоже считает, что упомянутое положение можно включить в соглашение, ссылаясь на принцип свободы договора.

Вместе с тем открытым остается вопрос о том, признают ли суды действительным договор, который лишит супруга части имущества за измену или другое непристойное поведение. Эксперты пояснили, что подобная судебная практика отсутствует. Егоров, например, объясняет это тем, что сейчас нотариусы отказываются включать "крайне неблагоприятные" условия в брачные договоры: "Рассматриваемый случай (дело Сарян – прим. ред.) является единичным, спорный договор заключался еще в 2001 году, когда у нотариусов еще не было опыта работы с такими документами". 

* – имена и фамилии изменены редакцией