Сегодня Госдума приняла в третьем чтении президентский законопроект о поправках в УПК, который регламентируют деятельность адвокатов. Предполагается, что с его помощью проблема допуска защитников в СИЗО будет решена. Документ также устанавливает порядок проведения обысков в адвокатских конторах, позволяет адвокатам приобщать к делу свои доказательства и привлекать специалистов. О том, какие еще изменения будут внесены в УПК, – карточки "Право.ru".
Зачем нужны поправки?
Существует проблема, что защитников не пускают в СИЗО, а их ходатайства до и во время суда безосновательно остаются без удовлетворения. Нередки случаи проведения обысков в адвокатских кабинетах, которые заканчиваются изъятиями досье и полной парализацией их работы. Эксперты также называют проблему "карманных" адвокатов, которые привлекаются следователями и действуют, по сути, в их интересах. Разработчики законопроекта поставили своей целью решить все перечисленные проблемы. "Правосудие – это не только суд, но и обвинение, и защита, которые должны быть равны в своих правах", – отметил глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников, говоря, что предложенные поправки направлены именно на это.
Кто разработал и внес законопроект?
Законопроект внес на рассмотрение нижней палаты парламента Владимир Путин, а разработан он был по итогам заседания Совета при президенте, состоявшегося еще в 2015 году.
Как законопроект решит проблему допуска защитников в СИЗО?
Теперь адвокат будет вступать в уголовное дело, а не допускаться к участию в нем. Таким образом, разрешительный порядок сменится "автоматическим", а значит, следователи и УФСИН не смогут препятствовать допуску защитников в СИЗО. С момента предъявления ордера и удостоверения адвоката последний не вправе будет разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден.
Какие права появятся у адвокатов при участии в следственных действиях?
Теперь, если адвокат или его подзащитный просит об участии в следственных действиях, например, проверке показаний на месте, то отказать ему нельзя. Но есть одно исключение – наличие достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным лицам, а также их близким угрожают (ч. 3 ст. 11 УПК). Если адвоката заранее и по закону предупредили о месте и времени, но он не пришел, то следственное действие все равно состоится.
А доказательства на стадии предварительного расследования адвокат представлять сможет?
Да. Сторона защиты получила право приобщать к материалам уголовного дела свои доказательства, когда они подтверждают обстоятельства, имеющие значение для дела. Однако эксперты опасаются, что формулировка "имеющие значение для дела" позволит следователям безосновательно отказывать в удовлетворении таких ходатайств.
Есть ли смысл адвокату приглашать в суд специалиста?
Есть. Теперь защитнику не может быть отказано в ходатайстве о привлечении в уголовное дело специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Исключение – если имеются основания для отвода специалиста.
Как законопроект борется с "карманными" адвокатами?
Он устанавливает, что при привлечении защитника по назначению должен учитываться порядок участия адвокатов, принятый адвокатской палатой региона. Предполагается, что такая мера не позволит следствию игнорировать решения органов адвокатского самоуправления и назначать адвокатов вопреки интересам подозреваемых (обвиняемых).
"Не секрет, что привлечение следователями "своих" адвокатов, особенно на начальных стадиях процесса, поставлено фактически на поток и превратилось в маленький бизнес. "Карманные" адвокаты получают постоянный источник дохода, а следователи могут оформлять процессуальные документы любым удобным для себя образом. Зачастую такие документы потом являются единственной основой обвинения", – рассказывает адвокат, руководитель практики уголовного права и процесса "Инфралекс" Артём Каракасиян. Он уверен, что новый механизм позволит решить эту проблему.
По каким правилам теперь будет проводиться обыск в адвокатских палатах?
В последние годы обыски защитников стали делом привычным. Так, в мае прошлого года ФПА уличила Следственный комитет в незаконных обысках у адвоката. Ранее, в марте 2014 года, дознаватели устроили обыск и выемку документов в Подольской городской коллегии адвокатов. Как правило, все они касаются доверителей и нарушают адвокатскую тайну.
Для решения этой проблемы законопроект устанавливает, что обыск в жилых и служебных помещениях адвоката можно производить только на основании судебного решения. В нем должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты и данные, служащие основанием для проведения обыска. Обыск должен проходить в присутствии члена совета адвокатской палаты субъекта или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты. Изъятие адвокатского досье целиком, а также фото- и видеосъемка досье при обыске недопустимы.
Законопроект устанавливает, что все доказательства, которые следствие получило путем изъятия из производства адвокатов, будут считаться недействительными. Соответственно суд не вправе их учитывать.
Юрист "Делькредере" Анна Сухарева отметила, что сегодня обыск, осмотр и выемка документов в отношении адвоката регулируются только ст. 18 закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и практикой Конституционного суда. По мнению эксперта, вводимые положения направлены на обеспечение гарантий независимости адвокатов и конфиденциальности в отношениях с доверителем (см. "Путин внес поправки в УПК о правилах обыска у адвокатов").