ПРАВО.ru
Актуальные темы
28 июля 2009, 19:53

Автовладельцам заплатят за "подснежники"

Автовладельцам заплатят за "подснежники"
Министерство природных ресурсов РФ Фото Право.Ru

Министерство природных ресурсов (Минприроды) РФ согласилось с предложением премьер-министра Владимира Путина начать выдачу премий за утилизацию старых автомобилей.

Документ, разработанный Минприроды вносит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в постановление правительства РФ, регламентирующее порядок снятия с учета автотранспортных средств.

В настоящий момент проект находится в стадии согласования со всеми заинтересованными ведомствами: министерствами транспорта, промышленности и торговли, энергетики, экономического развития и финансов. Предполагается, что в конце августа документ будет внесен на рассмотрение правительства.

Суть проекта

Согласно предложению чиновников, при сдаче машины, которой исполнилось более десяти лет, в утиль, получит сертификат на 50 тысяч руб. Его он может использовать при приобретении новой машины, правда, лишь российского производства. В эту категорию, видимо, попадет не только «АвтоВАЗ» и «ГАЗ», но и Ford, Renault и ряд других компаний, которые собирают в России свои машины.

Порядок признания автомашин потерявшими потребительские свойства и снятия их с учета будет упрощен. Законопроект предусматривает передачу муниципалитетам полномочий по контролю за брошенными авто. Бесхозный автотранспорт предлагается передавать в собственность владельцу участка земли, если хозяин машины своевременно не обеспечил его утилизацию.

Предполагается ввести специальные экологические требования по утилизации. Кроме того, Минприроды предлагает прописать в законе штрафы за брошенную на природе или в городе машину.

Прогнозы

В правительстве предполагают, что выдача подобных сертификатов может серьезно помочь российскому автопрому. По крайней мере, в Европе подобные программы, действуют в странах Европы показали свою эффективность. Подобная мера позволила значительно поднять объемы продаж новых машин, так, в Германии только в июне их продажи выросли на 40 процентов. А автоконцерн Volkswagen даже увеличил свою долю в мировом автопроме с 8 до 12 процентов — и это всего за полгода.

Пока же в России действует лишь программа компенсации из бюджета части ставки по автокредиту — сейчас 7,3 процента. Воспользовалось субсидией пока только немногим более 20 тысяч человек. Именно поэтому правительство срочно ищет ей замену. Ведь экономический кризис сократил продажи автомобилей в два раза, и автозаводам надо срочно помогать, иначе они могут и не выжить.

Поставить крест на жизни проекта вполне могут и сомнения в его экономической состоятельности. 50 тысяч рублей соответствует скидке в 5-10 процентов от цены новой машины. При том, что компании по утилизации авто обычно платят по 2-3 тысячи рублей за каждую машину. Автомобили, которые можно продать дороже, чем за 50 тысяч рублей, в утиль никто не повезет, а будет ли Минприроды выдавать сертификаты за ничего не стоящие полусгнившие автомобили, пока неизвестно.

Нынешнее положение дел

Сейчас в России зарегистрировано более 38 миллионов транспортных средств. Из них около 48 процентов — старше 10 лет. В России ежегодно выходит из строя 6-7 процентов парка, то есть около 2 миллионов автомобилей, говорят эксперты. Как правило, это происходит в двух случаях: после очень сильной аварии или полного износа автомобиля.

По данным Минприроды, не менее 400 тысяч автомобилей брошено владельцами или разукомплектовано. По информации компании «Авто-Максимум», только 5 процентов из 50 тысяч машин, ежегодно выходящих из эксплуатации, попадают на утилизацию.

«Сегодня за владельцами машин законодательно не закреплена обязанность по их утилизации, администрации городов и районов ничего не могут сделать с бесхозными автотранспортными средствами, которые годами ржавеют во дворах домов», — говорит глава Минприроды Юрий Трутнев.

Впрочем, проблема не только в низкой сознательности автовладельцев, но и в бюрократических препонах, сопровождающих процесс утилизации. Сначала автомобиль надо снять с учета, для чего придется отстоять в очереди в ГИБДД — на это может уйти на целый день. Чтобы отправить машину на утилизацию, автовладелец должен найти фирму, согласную принять старую машину. Москвичам проще — в столице даже районные власти готовы прислать эвакуатор. В регионах же автомобиль обычно приходится отгонять самому. За вызов эвакуатора сегодня приходится заплатить 1,2-2,5 тысячи рублей. Если утильщики посчитают, что такое авто само по себе ничего не стоит, и не будут выкупать его у владельца, тот окажется в убытке. Поэтому отслужившие свое автомобили в России предпочитают оставлять догнивать во дворе или завозят «в лес» и там бросают.

Причем бюрократические процедуры осложняют жизнь не только простым гражданам, но и чиновникам. Городские власти могут забрать бесхозное авто, только если установлен его владелец, так как он должен подписать акт о вывозе транспортного средства. Гражданский кодекс признает бесхозным автомобилем, подлежащим утилизации, машину, год простоявшую без обнаружения хозяина. По оценке комитета по природопользованию, примерно у 80 процентов брошенных машин установить хозяев невозможно. Таким образом, только для того чтобы вывезти бесхозный автомобиль, городские власти должны подождать не меньше года, а потом добиться соответствующего решения в суде.

Проблемы

Основным вопросом, который может помешать реализации данного законопроекта, остается: что делать с изъятыми машинами?

«Ничто не мешает просто складировать старые машины на тех же свалках. Утилизовать их можно и через несколько лет, когда появится достаточное число компаний по переработке», — заявил "Финансовым Известиям" специалист компании Pricewaterhouse Coopers Леонид Кострома

Таким образом, число свалок, во всей видимости, должно значительно увеличиться. Что может привести к существенным экологическим проблемам.

Участники рынка считают, что строить предприятия по утилизации в России не выгодно, а потому инициатива будет малоэффективной. По данным компании Rinoka, для создания одного такого предприятия требуется не менее 2 га земли, сообщает BN.ru. Как поясняют специалисты, в последние годы число сдаваемых на запчасти машин сокращается, так как разбирают у нас преимущественно отечественные авто, а их на рынке становится все меньше по сравнению с зарубежными марками. Для разборки иномарок требуются площади больше, чем для отечественных, так как для каждой модели нужна индивидуальная площадка. При этом модельный ряд иномарок значительно шире, чем российских машин.

Строиться такие заводы будут, только если инвесторы получат гарантии окупаемости проектов. Сейчас же таких гарантий нет, так как законодательно вопрос авторециклинга не урегулирован.

Что будет?

Предложения о введении в России премии за утилизацию обсуждаются с начала года, но готовых решений пока нет, приводят слова чиновника Минпромторга Newsru.com. Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, между тем, уверен, что премии за утилизацию можно ввести в России не раньше чем через два года, так как пока для этого нет ни предприятий по переработке автомобилей, ни законодательства.

Как говорят аналитики, на создание полноценной инфраструктуры для утилизации автомобилей в России нужно 25-30 миллиардов рублей. Но, чтобы заинтересовать бизнес, требуется дополнительное финансирование полной утилизации автомобиля — по их оценке, около 100 долларов на один автомобиль.

Тем временем…

Глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников выдвинул предложение перевести правила дорожного движения в ранг федерального закона.

По его словам, «у нас ситуация с безопасностью дорожного движения очень плохая. Поэтому я считаю, что надо поднять правила дорожного движения до законодательного уровня, а то сейчас они просто принимаются постановлением правительства. Нам нужен отдельный федеральный закон о дорожном движении, который бы рассматривался в Госдуме и широко обсуждался». Павел Крашенинников отметил, что даже технические регламенты, которые в отличие от ПДД не имеют настолько важного значения для безопасности граждан, принимаются в качестве законов. А в законе о дорожном движении глава думского комитета предложил прописать, что все вопросы, касающиеся медицинского освидетельствования состояния водителей, должны быть прописаны в подзаконных актах, сообщают «Известия».