Заместитель председателя ВАС России, профессор Василий Витрянский посетил Красноярск, чтобы поучаствовать в международной конференции "Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества" и встретиться с преподавателями и студентами Юридического института Сибирского федерального университета (у института юбилей — 55 лет). Корреспондент Право.Ru/Красноярск Ирина Шиколова встретилась с Василием Витрянским и задала несколько актуальных вопросов, связанных с планируемыми изменениями гражданского законодательства.
- Василий Владимирович, почему назрела необходимость внести изменения в Гражданский кодекс?
-Гражданский Кодекс РФ (часть 1) готовился еще в первый постсоветский период - с 1992 по 1994 год. Тогда, например, еще не было понятия "предприятие", собственности в том масштабе, что есть сейчас. Но, тем не менее, здания, сооружения продавались и следовало обеспечить нормальный рыночный оборот. Во всем мире главный оборот - это земельный участок, а то, что на нем строиться - это принадлежность. Мы писали тогда кодекс переходного периода, чтобы хоть как-то регулировать эти отношения, исходя из существующих реалий. Сейчас же ситуация изменилась, у граждан есть собственность, есть земельные участки, предприятия, регулировать следует уже совсем другой оборот. Поэтому кодекс из акта переходного периода должен превратиться в нормальный Гражданский кодекс.
- Что принципиально нового появится в этом документе и когда он должен быть утвержден?
- Законопроект должен быть утвержден до конца 2010 года. У нас меняется принципиальнейшим образом регулирование права собственности, особенно на земельные участки, расширяется перечень вещных прав, устанавливается право застройки. Мы надеемся, что право застройки вытеснит у нас право аренды под строительство. Появится право постоянного владения и пользования для сельхозземель, заказников, заповедников, других земель, где в процессе пользования не изменяется существо самого земельного участка.
Сегодня участки предлагаются под строительство лишь на праве аренды или собственности, когда проходит аукцион, и участки продаются. Никакого другого права нет. Но если человек строит, то он и рассчитывает в дальнейшем эксплуатировать строение, а у него участок на праве аренды! Если же на праве собственности, то тоже есть свои минусы: расходы, земельный налог, требования Земельного кодекса…
Наиболее разумно предоставлять участки застройщику на "праве застройки". В отличие от аренды это право долгосрочное и вещное. Это надежное право, оно дается на срок не менее 50 лет. Ведь, посмотрите, если земельный надел предоставляется на основе аренды, это означает, что в процессе возможно расторжение договора, признание его недействительным. Если же участок дается на вещном праве, то это означает, что право собственности будет определено вещным правом застройки, которое вносится в реестр.
Таким образом, основная цель предлагаемых изменений - дать людям широкие возможности по выбору вещного права, на котором приобретается имущество или которым собственник обременяет свое имущество. Тем самым снимается та негативная тенденция сужения перечня прав на объекты недвижимости, которая отчетливо проявилась, прежде всего, в земельном законодательстве последних лет, когда гражданам и юридическим лицам было предложено удовлетворять свои экономические потребности в рамках модели "собственность-аренда".
- Могут ли эти изменения в законодательстве повлечь за собой дополнительные финансовые обременения для граждан, связанные, например, с переоформлением документом, сбором многочисленных справок?
- Принципиальный подход в разработке этих изменений состоял в том, что новеллы законодательства о вещном праве не могут влечь процедуру принудительного переоформления прав и доставлять гражданам какие-либо неудобства. Положения концепции исходят либо из бессрочного сохранения отменяемых вещных прав за их обладателями, либо из их автоматического преобразования во вводимые новым законодательством права. Причем в последнем случае объем преобразуемых прав, по крайней мере, не может быть уменьшен.
- Изменится ли сейчас отношение к статусу самовольной постройки?
- Неполнота и излишняя жесткость правового регулирования самовольных построек нередко приводит к сносу зданий, в том числе речь идет и о жилых домах, которые соответствуют всем строительным нормам и правилам. Это могут быть ситуации, когда по вине государственных или муниципальных органов не были своевременно оформлены документы об отводе земельного участка либо административные разрешения на строительство.
В концепции предлагается, чтобы здание, которое имеет признаки самовольной постройки, возведенное на земельном участке (находящемся в государственной или муниципальной собственности), можно было снести лишь при нескольких условиях. Снести его можно будет, если постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц или несет угрозу жизни и здоровью граждан. Сносу подлежит и постройка, возведенная на так называемых особо ценных землях. Это - заказники, заповедники, земли сельскохозяйственного назначения.
В остальных случаях постройка по решению суда должна признаваться либо собственностью собственника земельного участка с возмещением им расходов застройщика на осуществление строительства в размере, определенном судом, либо собственностью застройщика, который в этом случае обязан уплатить компенсацию собственнику земельного участка в размере, определенном судом.
- Помимо "земельного вопроса" в концепции есть принципиальные предложения, которые касаются потребкооперативов, коммерческих организаций, а также акционерных обществ. В чем сущность нововведений?
- Произойдет регулирование, которое сейчас выглядит запутано. Будет один закон - о хозяйствующих обществах и отдельный закон о производственных кооперативах. У нас масса законов о производственных кооперативах. Есть закон о производственных кооперативах, закон о сельскохозяйственных кооперативах, закон о потребительских кооперативах… Скажем, те же гаражно-строительные кооперативы, жилищно-строительные - все они, по сути, потребительские.
Существует около 30 разных некоммерческих обществ, надуманных с одной целью - дать этим организациям возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Мы этот перечень закроем, у нас останутся только потребкооперативы - это некоммерческие организации, к перечню которых, например, относятся государственные, муниципальные, унитарные предприятия, некоммерческие объединения лиц - ассоциации и союзы.
Ни в каких других формах некоммерческие организации существовать не смогут. Впрочем, это не значит, что всем придется в массовом порядке ликвидироваться, они просто должны будут записать эту форму в Устав.
По акционерным обществам. Все акционерные общества будут поделены на частные и публичные. Последних станут отличать более жесткие требования к наблюдательному совету и уставному капиталу. Так, сейчас уставной капитал АО должен составлять минимум сто тысяч рублей.
Планку предложено поднять до двух миллионов рублей. Аргумент - это уже крупный бизнес, а для среднего и мелкого, есть другие формы, например, кооперативы. Есть предложение устранить норму об обществе с дополнительной ответственностью, потому что она не нашла практического применения. Другими словами - следует консолидировать законодательство.
- Василий Владимирович, Вы нередко проводите лекции-семинары для юридической общественности в регионах. Сегодня такая встреча была организована и для красноярских юристов. Как Вы оцениваете значимость таких семинаров?
- Юристы, для которых мы их проводим, обычно говорят, что польза есть. Они получают ориентиры, точные знания о том, как можно защищать свои права и законные интересы в суде. Причем важно, что эти знания основаны на реальной практике.