ПРАВО.ru
Актуальные темы
30 октября 2008, 15:28

Дума займется автомобильным рынком

Депутаты и суды займутся автомобильным рынком России
Ввоз иномарок

Представительство компании BMW направило письмо в Федеральную таможенную службу с просьбой прекратить ввоз любого товара с маркировкой компании, если у владельца отсутствует разрешение официального дилера. Свои подписи также поставили представители Nissan Motor Company и Toyota Motor Corporation. Примечательно, что запрет планируется распространить не только на новые, но и на поддержанные иномарки.

Представительство компании объясняет подобные меры необходимостью  борьбы с «серым импортом». Таким образом, проблемы с реализацией товара могут возникнуть как у неофициальных дилеров, так и у простых граждан, желающих, ввезти на территорию страны товар с целью совершения коммерческих операций. Реальными правообладателями на ввоз иномарок и запчастей к ним останутся лишь официальные компании дистрибьюторы, имеющие полномочия осуществлять закупку и реализацию товара на территории РФ.

Впрочем, ничего удивительного в нововведении нет. Поскольку спрос на автокредитование, в связи с последними экономическими событиями в России и мире, показал тенденцию к снижению, дилерам приходится каким-то образом искать дополнительную прибыль.  В данном случае –  BMW  пришлось подсчитать, какой процент прибыли они теряют из-за «серых партнеров», получилось около 20 %. В тексте письма юристы компании ссылаются на  нормы таможенного законодательства, касающиеся использования товарного знака. В частности, на  статьи: 1484 Гражданского кодекса России «Исключительное право на товарный знак» и 14.10 КоАП «Незаконное использование товарного знака», которые позволяют компании требовать от соответствующих ведомств запрета на несогласованный с представительством ввоз продукции под эксклюзивной маркой.

Напомним, что ранее Верховный арбитражный суд РФ разъяснил юридическим лицам, что является «незаконным использованием товарного знака» (14.10 КоАП). Согласно определению ВАС фирмы, практикующие ввоз товаров без разрешения правообладателя, нарушают правила ввода товаров в гражданский оборот на территории РФ. В случае нарушения норм законодательства граждане и организации попадают под санкции Гражданского кодекса.   

Между тем…

С определением ВАС не согласен юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Юрасов. Он считает, что в сложившейся ситуации положения КоАП трактуются некорректно: «Здесь речь идет о контрафактной продукции, которая была произведена нелегально, а не продукция автопроизводителя, которая производится и приобретается на законных основаниях. Следовательно, то, что не запрещено, то разрешено законом». Адвокат полагает, что преследование граждан в этом случае будет незаконным.

 Автолюбители и «серые дилеры» солидарны в одном: подобное нововведение спровоцирует резкий рост на стоимость поддержанных автомобилей, и «за бортом» окажутся дальневосточные жители, у которых основной доход связан с ввозом и последующей реализацией японских автомобилей. Тема также активно обсуждается  Интернет-пользователями. На некоторых форумах автолюбители, в случае удовлетворения просьбы автоконцернов, грозят заморозить движение в Москве и устроить митинги по всей России.   

Впрочем, это не единственная реформа на автомобильном рынке страны. Депутаты Государственной Думы РФ намерены запретить ввоз подержанных иномарок, не имеющих специального сертификата, который отвечает российским стандартам безопасности. В  документе сообщается, что в России будут допускаться к обращению лишь те автомобили, которые прошли проверку на соответствие  техническому регламенту.  По словам депутатов, поправки в закон «О безопасности дорожного движения» станут важным шагом на пути к поддержке отечественного производителя, а также зарубежных представительств, осуществляющих деятельность на территории РФ.

Депутат Госдумы Николай Николаевич Гончар так пояснил ситуацию: "Автомобильный секонд-хенд создает неразбериху, которая препятствует продажам нормальных машин, сделанных в России". По словам эксперта компании Ernst & Young Ивана Бончева, в настоящее время на территорию РФ ввозится около 400 000 тысяч автомобилей в год, большая часть которых реализуется в регионе Дальнего Востока. Эксперт полагает, что закон поможет урегулировать ситуацию в секторе бюджетных производителей, поскольку их главными конкурентами по ценам являются привезенные в страну поддержанные иномарки.