Председатель Рязанского областного суда Анатолий Музюкин рассказал "Право.Ru" о своем раннем назначении на должность председателя суда и о том, почему 40 лет спустя он более критически оценивает 25-летний возрастной ценз судьи, а также о том, как рязанские судьи 5 лет назад "предвосхитили" подписанный Президентом РФ в мае с.г. документ об основах государственной политики в сфере развития правовой грамотности граждан и занялись правовым "ликбезом" старшеклассников области.
- Анатолий Павлович, в каком возрасте Вы определились с выбором юридической профессии?
- Я родился в семье сельских интеллигентов – мама была учительницей, а отец, вернувшись с войны инвалидом, стал начальником почтового отделения. Свое будущее я связывал скорее с профессией учителя. Семилетку закончил в родном селе Унгор Путятинского района Рязанской области. А дальше надо было учиться в райцентре, расположенном в 15 километрах от нас. Кстати, мне и моим одногодкам выпало на долю быть первыми, кто провел в стенах школы 11 лет. В Путятино мы жили в интернате по 15-20 ребят в комнате. А под нами в этом же здании располагался районный суд. Я не раз видел судью – молодую, и по всему видно, энергичную женщину…
- И Вы решили стать судьей?
- Нет. К тому времени я уже не один год углублено изучал немецкий язык и решил, что буду поступать в институт иностранных языков в Москве. Но когда приехал в столицу, выяснилось, что мои документы в приемной комиссии утеряны. Время было упущено, поступить не удалось. А дома меня ждал сюрприз. Надо сказать, что в области ощущался острый дефицит учительских кадров, и в РОНО решили, что я вполне смогу преподавать немецкий язык в начальной школе. Так в неполных 18 лет я стал единственным учителем немецкого языка в соседнем с нашим селе Воршево.
Потом, через год, меня призвали в Вооруженные силы. Юноши 1945 года рождения и здесь оказались "первопроходцами" – мы стали последними, кто служил в армии целых три года. На службе я не расставался с мыслью о получении высшего образования и продолжал совершенствоваться в немецком языке. А перед увольнением в запас я начал собирать информацию о вузах, которые находились в Саратове (наша часть дислоцировалась недалеко от этого города), и однажды я с двумя сослуживцами проходил по улице Горького и увидел вывеску Саратовского юридического института имени Курского. И вот тогда моя судьба была решена.
- В судебную систему Вы попали по институтскому распределению?
- Вообще-то по распределению, которое состоялось в 1970 году, мне предлагались Новгородская область и органы юстиции. Но к тому времени в институт приехал начальник отдела кадров Рязанского областного суда. Он предложил мне идти на судебную работу в родные края. Подумав, я согласился. После беседы с председателем областного суда меня зачислили стажером в Сараевский районный суд. И в том же году избрали народным судьей. А в 1972 году я стал председателем районного суда.
- Надо полагать, Вы помните свой первый процесс?
- Кража. Дело не большое, говоря нынешним языком, не резонансное — человек уже не раз попадался на этом. Но опыта у меня не было, и я провел свой первый процесс, откровенно говоря, по заготовленной шпаргалке. Процедура была строго прописана, и я не допускал от нее никаких отклонений.
- Судьей Вы стали в двадцать пять, а председателем суда в 27 лет. Как Вы относились к раннему старту в этой профессии 40 лет назад, и как относитесь сейчас?
- В начале 1970-х в Рязанской области судей не хватало, и приходу молодого специалиста были рады. Вообще в стране тогда повсеместно ощущалась нехватка судейских кадров. Вы знаете, что в послевоенное время судьями долгие годы работали люди, закончившие лишь юридические школы? У многих за спиной был фронт, они обладали большим житейским опытом, были людьми весьма уважаемыми, но недостаток глубоких правовых знаний работе, безусловно, мешал. Именно такой была ситуация в том же Сараевске на период моего приезда. Двое моих коллег, ветеранов войны, закончивших юридические школы, были хорошими, честными людьми, но как юристы – отставали. И районный суд постоянно подвергали критике за качество работы. В этих условиях молодые, профессионально подготовленные кадры были в то время, что называется, нарасхват.
Между прочим, в первые годы судебной реформы ситуация была похожей. После введения института мировых судей значительно увеличилось количество судейских должностей, и, поскольку закон позволяет стать судьей в 25-летнем возрасте, мы активно назначали на судейскую работу молодежь.
Но сегодня надо иметь ввиду, что глобальные изменения в законодательстве, регулирующем деятельность судебной системы, уже в целом завершены, судейский корпус в основном сформирован, идет обычная текучка кадров. Допускаю, что у нас появилась реальная возможность апеллировать к опыту стран, где на должности судей назначают людей более солидных в смысле возраста. Но если ставить вопрос именно так, то нужны соответствующие изменения в законодательстве.
- Чувствуется, что Вы все же сторонник того, чтобы в профессию судьи приходили люди с серьезным стажем по юридической профессии и умудренные жизненным опытом?
- Здесь нужно проявлять чувство меры, гибкость, стремиться к возрастной сбалансированности судейских кадров. Мне по этому поводу вспоминается 2007 год. В Московском районном суде [нашего] областного центра сложилась ситуация, когда в коллектив пришло сразу 11 молодых судей. И приходилось прикладывать немало сил, чтобы суд как можно скорее заработал в полную силу.
- Интересно, какими возрастными показателями характеризуется состав судей области в настоящее время?
- Средний возраст судьи в нашей области на сегодняшний день составляет 39 лет. Председатели райсудов – 49 лет и старше. В то же время в возрасте свыше 60 лет – всего один председатель суда.
- Ваш стаж по юридической профессии на сегодняшний день составляет более 45 лет, в том числе, в должности судьи – более 30 лет. А это значит, что в судейской карьере были перерывы. С чем это связано?
- Первые 10 лет после окончания вуза я проработал судьей, числился уже в кадровом резерве областного суда. Но тогда кадровую кадровую политику определяли партийные органы, и когда меня рекомендовали в областной суд, первый секретарь райкома партии пригласил к себе и сказал: "Или ты будешь работать тут [в районе — прим. ред.], или нигде". И предложил мне "компенсацию" — стать секретарем райкома партии. Впрочем, как оказалось, этот вопрос был уже решен независимо от моего согласия. В ноябре 1980 года на партконференции меня избрали на эту должность. Курировал я образование, культуру, суд, органы прокуратуры и милиции.
В 1990 году (первый секретарь в районе уже сменился) мне предложили должность заместителя прокурора области, но я отказался. Не мое это. А вот на должность заместителя начальника областного управления юстиции с перспективой вскоре заменить уходящего на пенсию руководителя я согласился. Так в апреле 1990 года я возглавил это ведомство, непосредственно связанное в те времена с организационным, кадровым и финансовым обеспечением судебной системы области. На первой же конференции судей области я почувствовал себя так, как будто не покидал на 10 лет судейского кресла – меня окружали знакомые лица (тогда ведь судейский корпус области насчитывал всего 54 человека). Судейское сообщество со своей стороны и меня приняло как своего человека, хорошо знакомого с проблемами судов. Эту должность я занимал вплоть до назначения заместителем председателя Рязанского областного суда в 1995 году.
- Не считаете ли Вы жизненный отрезок с 1980 по 1995 год потерянными для судейской карьеры?
- Знаете, чем мне нравились эти годы? Я с раннего утра до позднего вечера находился среди людей. Круг общения при этом был обширнейшим. Такая деятельность значительно пополнила мой жизненный опыт. А он в судейской работе далеко не лишний.
- В те годы и судьи, в отличие от представителей сегодняшнего судейского корпуса, были более публичными людьми.
- И я в полной мере испытал это на себе. Приходилось регулярно выступать по юридическим вопросам перед хозяйственным и партийным активом района, в трудовых коллективах и учебных заведениях. Профилактика правонарушений, повышение уровня юридической грамотности населения были тогда частью работы судьи, его общественной "нагрузкой", уклоняться от которой было не принято.
- 4 мая президент утвердил документ под названием "Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан". Особое внимание в нем уделяется подрастающему поколению, и это созвучно тому, что делает Рязанский областной суд. У вас уже более 5 лет идет уникальный проект "Знакомьтесь, судебная система России", в рамках которого взаимодействуют школьники и судьи. Расскажите про него подробнее.
- Проект по взаимодействию школьников и судей "Знакомьтесь, судебная система России" начат в 2006 году по инициативе Рязанского областного суда и Рязанского института развития образования в рамках ТАСИС — международной программы технического содействия странам Содружества независимых государств (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States). На первой итоговой конференции по результатам его реализации участники проекта — педагоги и старшеклассники – просили судейское сообщество продолжить сотрудничество по правовому обучению школьников. С 2007 года этот проект существует самостоятельно на областном уровне с использованием собственных методических разработок и собственной программы. За прошедшие годы его формат значительно расширился. Теперь это планомерное, комплексное и многоступенчатое сотрудничество судов и школ.
- Мы начали наш разговор с того, в каком возрасте Вы выбрали будущую профессию. Оказалось, что сравнительно поздно. И не удивительно: в сельской глубинке ранняя профориентация дальше профессии механизатора широкого профиля в те времена не шла. А сегодня школьники из вашего родного села могут в принципе сделать осознанный выбор в пользу юридической карьеры.
- К слову, по окончанию одиннадцатилетки я вместе с аттестатом получил удостоверение тракториста-машиниста. Но что касается нашего проекта, то должен подчеркнуть, что в ходе него изначально реализуются куда более масштабные цели, чем профориентация, хотя я не исключаю, что часть школьников, участвующих в проекте, захочет впоследствии получить юридическое образование.
Участвуя в проекте, старшеклассники узнают о своих правах и обязанностях, законодательстве и судебной системе страны, судебном процессе и состязательности сторон, вырабатывают собственное отношение к судебному способу защиты прав и свобод человека. Это, несомненно, повышает уровень их правовой культуры, способствует формированию стимулов к законопослушанию и более активной гражданской позиции. В сущности, ведется непрерывная просветительская, воспитательная, популяризаторская работа по формированию правосознания подрастающего поколения.
- Вы сказали о собственной программе проекта. В чем она заключается?
- Проект состоит из нескольких этапов. Прежде всего, мы знакомим школьников с областным судом. На экскурсииях по зданию и залам областного суда дети узнают о судебной системе страны, затем присутствуют на судебных заседаниях в кассационной инстанции по уголовным делам. Второй этап — знакомство с работой своего районного суда, беседы с судьями, сотрудниками аппарата. Старшеклассники по желанию могут посетить гражданские, уголовные или административные процессы в первой инстанции. И желающих, конечно, много.
Далее идет целенаправленная подготовка к игровому судебному процессу и участию в фестивале таких процессов, который традиционно проводится в областном суде с участием экспертов – судей областного суда. Они комментируют выступления команд с точки зрения законодательства и судебной практики.
Фабулы для игровых процессов на основе реальных дел разработала пресс-служба областного суда в тесном взаимодействии с судьями. Например, был у нас уголовный процесс по краже мобильника, очень распространенному преступлению в подростковой среде. А на гражданском игровом процессе "потребитель", например, защищал свои права после неудачной покупки автомобиля.
В рамках проекта также идет работа с партнерами — посещение Арбитражного суда Рязанской области, областной детской библиотеки, компаний, предоставляющих правовую информацию, участие в конкурсе школьных сочинений, посвященном 145-летию основания Рязанского окружного суда и судебной реформы XIX века, а также в конкурсе эссе по итогам проекта. А в подпрограмме проекта "Взаимодействие школьников и судей в деле профилактики наркомании, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних", которая существует с самого начала проекта, в этом учебном году принял участие Центр психолого-медико-социального сопровождения "Родник", расположенный в поселке Шилово.
- Кто представляет в проекте судейское сообщество?
- Сегодня в нем участвуют судьи областного и 12 районных судов. Это что касается строго программы проекта. Но с детьми у нас работают почти все районные суды – уже по собственным программам. К тому же растет число участников и партнеров проекта: к нему присоединились региональное управление Судебного департамента, Арбитражный суд Рязанской области, региональное отделение АЮР (оно, кстати, является спонсором проекта). А всего в истекшем учебном году в проекте было задействовано более 50 федеральных и мировых судей и работников аппарата судов.
- Какими цифрами можно охарактеризовать охват школьников проектом?
- В 2007 году в проекте приняли участие 100 ребят из 7 школ, через год – 180 человек из 12 школ, в 2009-м — около 270 человек из 17 школ, еще через год — 350 человек из 18 школ. Ну, и в нынешнем году итоги характеризуются такими цифрами — 25 школ из девяти муниципальных образований и около 500 школьников, включая 4 группы трудных подростков. Всего за 5 лет – около полутора тысяч школьников области познакомились с работой судебной системы. Деятельное участие в проекте "Знакомьтесь, судебная система России" приняли также около 30 педагогов.
- Скажите, наблюдаются ли положительные тенденции воздействия проекта на динамику преступности несовершеннолетних?
- Статистика здесь такова. В 2007 году районными и мировыми судами было окончено 588 уголовных дел с участием несовершеннолетних, 456 несовершеннолетних осуждено. В 2008 году — соответственно 423 и 269, в 2009-м — 345 и 201, в 2010-м — 232 и 145.
Но я думаю, не очень корректно ставить снижение подростковой преступности в регионе только в заслугу нашему проекту. Здесь сказались усилия многих органов и специалистов, да и сама демографическая ситуация. Конечно, статистические данные говорят сами за себя. Но дорогого стоят мнения и отзывы самих ребят, участников правового "ликбеза". Вот что написал после посещения судебного заседания кассационной инстанции областного суда ученик одной из школ: "Этот судебный процесс произвел на меня сильное впечатление. Мне бы очень не хотелось оказаться на месте преступника и сидеть в клетке будто зверь, а не человек. Я буду стараться жить по закону, хорошо относиться к людям, чтобы никогда не оказаться в подобной ситуации". Ему вторит другой подросток: "Раньше я даже не задумывался о том, как тяжело родным и близким подсудимого… Я не хочу, чтобы мои родные оказались в такой ситуации…". Заметьте, это написали так называемые "трудные" дети, стоящие на всевозможных учетах. Проект заставил их многое переосмыслить в своем поведении.
О благотворном влиянии работы судов по повышению уровня правового образования несовершеннолетних высказываются и многие родители. Особенно те, у которых возникали проблемы с воспитанием своих детей. Они отмечают, что подростки стали более критично оценивать свои поступки, серьезнее относиться к учебе. Часть из них записались в кружки и секции, то есть практически ушли из-под влияния улицы.
- А как выглядит ваш проект на фоне мирового опыта?
- К нам уже дважды приезжали американские педагоги для обмена опытом. Последний раз — из штата Мериленд (графство Чарльз), они были в Рязани весной прошлого года по программе международного сотрудничества "Мозаика граждановедения", знакомились с особенностями нашего проекта. Они говорили, что хотя для США практика посещения учащимися властных структур, в том числе судов, не является чем-то особенным, однако обучающая программа, реализуемая при непосредственном и активном участии судейского сообщества Рязанской области, не имеет в США аналогов. Ее коренным отличием является комплексный характер, предусматривающий не только пассивное пребывание учащихся в суде, но и выработку навыков защиты своих прав и свобод, разрешения конфликтных ситуации с использованием законных методов.
- Вашему проекту недавно высокую оценку председатель Совета при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и прав человека Михаил Федотов. Идет ли речь о распространении практики?
- Судебный департамент при Верховном Суде РФ изучил накопленный нами опыт по правовому воспитанию школьников и рекомендовал его к распространению в судах субъектов РФ. Мы охотно делимся своими наработками с коллегами из других регионов.
Досье председателя Рязанского областного суда Анатолия Музюкина
Интервью "Право. Ru" с другими председателями судов и видными представителями юридического сообщества можно прочитать здесь.