Председатель Высшего Арбитражного Суда Антон Иванов на проходящем сегодня пленарном заседании Совета судей РФ предложил коллегам широкую программу реформирования основных принципов жизни судейской корпорации. Его инициативы коснулись рекрутирования судейских кадров, дисциплинарной ответственности судей, защиты судейской неприкосновенности и обеспечения большей самостоятельности корпорации.
Коррекционный срок для правоохранителей
В своем выступлении на заседании Совета судей РФ глава Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Иванов призвал коллег прислушаться к мнению общественности о судейском сообществе, а самая главная претензия общества, заслуживающая, по его мнению, внимания, лучше всего выражается вопросом "А судьи кто?" Порядок формирования судейского корпуса, действительно, часто подвергается критике, например, потому, что в ряды судей не могут попасть бывшие адвокаты, а выходцев из прокуратуры там гораздо больше.
В этой связи Иванов предложил "расширить общегражданскую сферу юристов, которые привлекаются на работу в суды" и дифференцировать требования к стажу, которые предъявляются к кандидатам на должности судей. "Нам, например, следователи не интересны, — сказал Иванов. — Для нас ценен корпоративный юрист или юрист из органов государственной власти". А чтобы люди не приходили на работу судьями на короткий срок, глава ВАС также порекомендовал сделать десятилетний срок работы судьей обязательным условием для того, чтобы в судейский стаж зачитывался период предыдущей работы по юридической специальности.
Вторым предложением Иванова стала идея о введении своего рода коррекционного срока для "лиц определенных профессий, приходящих в суды". Речь шла, прежде всего, о работниках силовых структур, которые зачастую являются носителями так называемого "обвинительного уклона". Для них Иванов предложил создать обязательное условие — стаж по общегражданской профессии в 5 лет перед приходом на работу в суд.
Меньше жестких наказаний для судей
Третьим пунктом своей программы глава ВАС РФ обозначил необходимость детализации дисциплинарной ответственности судей. Он поддержал разработанный Минюстом проект (который, к слову, подвергся критике Совета судей за то, что этот документ ограничивает судейскую независимость). Иванов отметил, что сейчас нет промежуточных мер для наказания судей — "либо немножко пожурили, либо сразу вышвырнули", однако "отрицать потребность в более подробном регулирования привлечения судей к дисциплинарной ответственности нельзя". Он также предсказал, что Россию может ждать решение Европейского суда по правам человека, который скажет о том, что в определенных случаях лишение судьи его статуса — слишком жесткое наказание.
Иванов также поддержал идею о передаче функций привлечения судей к ответственности от квалифколлегий дисциплинарным судебным присутствиям в регионах. Однако, по его мнению, нет смысла создавать такие присутствия в каждом субъекте РФ, поскольку не в каждом из них достаточно судей, чтобы наполнить и квалифколлегии, и советы судей, и дисциплинарные присутствия. Поэтому глава ВАС предложил создавать такие судебные органы сразу для нескольких регоинов.
Озвучил Иванов и идею изменения порядка подачи заявлений с жалобами на судей. По мнению председателя Высшего Арбитражного Суда, это должен делать не председатель суда, в котором работает проштрафившийся судья, а глава вышестоящего суда, у которого нет личного неприятия судьи.
Защита судейской неприкосновенности…
Глава ВАС предложил коллегам сформулировать базовые принципы и условия возможного ограничения судейской неприкосновенности, чтобы затем с этими тезисами можно было выступать против законопроектов, которые на нее посягают. По мнению Иванова, до того, как начинать какие-то реформы в сфере ограничения неприкосновенности судей, нужно обеспечить большую независимость от руководства сотрудников правоохранительных органов, а также упорядочить порядок ведения оперативно-розыскной деятельности в отношении представителей судейской корпорации, которая сейчас не имеет четких гарантий. "Иначе мы можем оказаться в положении простых граждан, которые уже сейчас сталкиваются с фальсификацией результатов ОРД", — предупредил глава ВАС.
И самостоятельности
Важной составляющей обеспечения независимости судейских кадров Иванов назвал уже неоднократно озвученную им идею о назначении председателей судов и их замов пленумами судов. А в заключение высказал несколько предложений насчет реформирования самого Совета судей. "Давайте будем честны — сейчас это совет председателей, а не судей", — сказал глава ВАС. — Мнение рядового судейского сообщества в его решениях не учитывается". А потому предложил создать Совет председателей судов, который будет заниматься материально-техническими и финансовыми вопросами, и отдельно — общественную организацию судей со свободным членством.
В качестве дополнительного аргумента в пользу такой реформы Иванов привел тот факт, что российский Совет судей не принимают в Международную ассоциацию судей из-за существования у него государственных функций и обязательного членства в нем. "Но когда-то мы все-таки будем должны вступить в эту ассоциацию", — так завершил он свое выступление.
"Вообще-то Совет судей никогда не подавал заявку на вступление в Международную ассоциацию судей", — сделал в ответ на это ремарку председатель Совета судей Юрий Сидоренко.