ПРАВО.ru
Актуальные темы
30 мая 2012, 20:26

Штрафы встали на конвейер

Штрафы встали на конвейер
Фото с сайта emspost.ru

Арбитражные суды стали в разы чаще штрафовать "Почту России" за плохую работу российского сегмента международного сервиса экспресс-доставки почтовой корреспонденции EMS. То ли качество сервиса ухудшилось, то ли вырос уровень правовой грамотности граждан, и они теперь активнее используют для защиты своих прав возможности Роскомнадзора.

Судя по картотеке арбитражных дел, с начала этого года суды первой инстанции уже рассмотрели около 200 дел, в рамках которых Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) требовала привлечь ФГУП "Почта России" к административной ответственности за нарушения при отправке экспресс-почты EMS (Express Mail Service). Между тем за весь прошлый год количество таких дел не превысило 150. Речь идет о заявлениях надзорного ведомства, основанных на обращениях граждан — клиентов EMS Russian Post (филиал ФГУП "Почта России"), слишком долго ждавших свои посылки или вовсе не получивших их.

Резкий скачок претензий, доведенных до суда, EMS Russian Post объясняет тремя причинами. "В первую очередь это связано с качеством клиентского сервиса", — признали в пресс-службе компании. Однако, считают там, причина кроется и в изменении структуры спроса, ведь россияне все чаще заказывают товары в зарубежных интернет-магазинах. "При этом вложения могут быть заменены или вообще отсутствовать в отправлении. Если это случилось до попадания в нашу зону ответственности, мы рекомендуем клиентам обратиться к отправителю или перевозчику. Разумеется, некоторые активные граждане продолжают выражать недовольство и подают на нас в суд, что в подобных ситуациях нелогично", — заявили в пресс-службе EMS Russian Post. Отметим, что "Право.Ru" не нашло в картотеке ни одного дела по утерянным посылкам EMS, выигранных "Почтой России", в самой компании такой информацией тоже не обладают.

Кроме того, другой представитель "Почты России" сообщил "Право.Ru", что за последние два года "динамика обращения граждан в надзорные органы выросла" в разы: в том числе и потому, что люди научились писать жалобы. Им даже не нужно самостоятельно подавать на "Почту России" в суд, это сделает надзорный орган. В случае с "Почтой России" — Роскомнадзор. Каждое такое дело грозит компании штрафом около 30000 руб.

Последнее из таких решений было вынесено Арбитражным судом города Москвы 18 мая 2012 года и опубликовано в конце прошлой недели (дело А40-55470/12). Согласно его тексту, А.Захаров так и не увидел посылку из Южной Кореи, посланную ему с помощью EMS в прошлом декабре. Она была "утрачена" по дороге из аэропорта Шереметьево в Мытищинский сортировочный центр почты. Захаров пожаловался в Роскомнадзор, который провел по его обращению проверку и обратился в АСГМ с заявлением о привлечении "Почты России" к административной ответственности.

Удовлетворяя требования надзорного органа и назначая почтовой компании штраф в размере 30000 руб., судья Юлия Быкова пояснила: на "Почту России", как на обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи, "возложена обязанность по соблюдению сроков вручения установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции". Тем не менее, компания не сделала все от нее зависящее для соблюдения "лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность". Такое же наказание наложено на "Почту России" за 27 лишних дней, которые ждал своей посылки из США В.Малаев (дело №А40-54250/12).

Любопытно, что не все судьи АСГМ придерживаются позиции, согласно которой "Почта России", не соблюдая сроки доставки экспресс-почты, нарушает КоАП РФ. Так, в рамках дела А40-21046/12 Роскомнадзор просил наказать "Почту России" за 9-дневную просрочку при доставке EMS-отправления из Японии. Но судья Ирина Блинникова 29 февраля 2012 года отказала ведомству. Она пояснила, что "обязанность лицензиата при оказании услуг почтовой связи соблюдать сроки пересылки отправлений EMS установлена… гражданским законодательством в соответствии с договором на оказание услуг международной и внутренней ускоренной почты", а значит, "нарушение определенных сторонами договором сроков доставки EMS отправлений влечет за собой предусмотренную таким договором гражданско-правовую ответственность", "не нарушает положений" лицензии, "в связи с чем действия ответчика не образуют состав административного правонарушения".

Но в основном в спорах по поводу нарушений при отправке экспресс-почты суды все-таки соглашаются с Роскомнадзором и взыскивают с "Почты России" штрафы в размере 30000-35000 руб. Причем, если в 2010 году считалось, что срок давности подобных правонарушений ограничивается двумя месяцами с планируемого дня доставки, сейчас ситуация изменилась. В опубликованном на прошлой неделе решении по посылке Малаева, ждавшего лишний месяц, написано, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение срока доставки посылки составляет "1 год со дня обнаружения правонарушения", так как оно влечет "нарушение прав конкретного потребителя".