В США развивается история о крупнейшем банкротстве города — Детройта — который еще недавно был символом американской промышленности и процветающим центром автомобилестроения. Как работает банкротство муниципалитета в США рассказывает "Право.Ru".
Идея банкротства целого города появилась сравнительно недавно, в эпоху Великой депрессии 1930-х годов. К 1933 году более двух тысяч муниципалитетов обратились за помощью к федеральному правительству. В 1937 году в законодательстве о банкротстве США появилась специальная глава, посвященная банкротству муниципалитетов — Chapter 9. Банкротство города похоже на банкротство прочих юридических и физических лиц, с одним — но очень важным — отличием: суд не может заставить муниципалитет продать активы и не может вмешиваться в управление городом. Собственно, и сам муниципалитет ограничен в возможностях в этом отношении — нельзя, например, продать пожарную службу.
Целью законодательства о муниципальном банкротстве является то же, что и в прочих случаях: юридическому лицу помочь выжить, предоставив временную защиту от кредиторов, а кредитору — получить назад свои деньги. Тем временем городские власти должны употребить усилия для балансирования бюджета. Просто "распустить" город в рамках процедуры банкротства невозможно.
В годы последнего кризиса законодательство о муниципальном банкротстве использовалось существенно чаще, чем в прошлом. По данным Верховного суда США в 1991-2012 гг. 217 муниципалитетов обратились в суд с просьбой о защите от кредиторов, из них 20 в одном лишь 2012 г. По подсчетам The Governing Institute (Института управления) за последние два с половиной года 36 муниципалитетов, графств и т.н. SID (Sanitary and Improvement District — новые поселения на окраинах существующих городов) подали документы о банкротстве. За последние 20 лет только в одном континентальном штате США — на Аляске — не было подано ни одного заявления. Всего с 1937-го по 2011 г. было подано 617 заявок с использованием Chapter 9, говорит чикагский адвокат Джеймс Спиотто, ведущий специалист в области муниципальных банкротств.
Многие крупные города в разное время оказывались на пороге несостоятельности. Самый известный случай — это едва не случившееся в 1975 году банкротство Нью-Йорка. Власти города обратились к федеральным властям за помощью, но поначалу президент США, Джеральд Форд, проигнорировал просьбу. С этим связан легендарный заголовок в Daily News — "Ford to City: Drop Dead" ("Форд — городу: отвяжись!"); впрочем, эти слова Форд никогда не произносил. Так или иначе, Конгресс нашел для Нью-Йорка деньги, и город сформировал Municipal Assistance Corp, квазиправительственную организацию, чьим основным назначением было дать возможность Нью-Йорку одалживать деньги самому себе. В разное время и другие большие города, например, Филадельфия, Питтсбург и Майами, рассматривали возможность объявления себя несостоятельными.
Что случится, если даже защита от кредиторов и жесточайшее урезание бюджета не помогают сбалансировать городские финансы, сказать трудно. Пока до такого дело не доходило, обычно власти штата оказывали финансовую помощь в обмен на контроль за муниципальными финансами. Соседние города обычно также заинтересованы в том, чтобы несостоятельный муниципалитет не был официально признан банкротом, потому что такое соседство плохо влияет на их репутацию в глазах инвесторов — долги становятся дороже и дают в долг менее охотно.
Но как получается, что город становится несостоятельным? По тем же причинам, что корпорации или частные лица — внезапные крупные расходы, неудачное вложение средств, переоценка экономического благополучия города и страны. Например, иск к муниципалитету на значительную сумму может заметно приблизить городские финансы к коллапсу. Неудачное решение о постройке новой школы может не привлечь новых жителей в район и способствовать повышению цен на недвижимость, а оказаться выброшенными на ветер деньгами — а налоги на недвижимость и доходы частных лиц составляют одну из важнейших статей городского бюджета. Люди на избираемых должностях часто хотят быть щедрыми за чужой счет, что в долгосрочной перспективе оказывается разрушительным: например, договор с профсоюзами, необременительный в период процветания, тянет городской бюджет на дно, когда переоцененная недвижимость резко падает в цене — так было в городе Сан-Бернардино, штат Калифорния. В январе 2012 года городской совет одобрил решение подать заявление о признании банкротом, когда на городских счетах осталось $150 000 при долге только по пенсиям превышающем $46 млн (в заявлении в суд муниципалитет указал сумму $143 млн, но и она может оказаться неокончательной).
История Детройта
Расцвет Детройта пришелся на 1950 год — население составляло 1,85 млн человек, крупнейшие автомобильные компании держали в городе производства, давая и хорошо оплачиваемую работу местному населению, и немалые суммы налогов для местного бюджета. Упадок Детройта начался после расовых столкновений 1967 года, когда в течение пяти дней было убито 43 человека и 467 ранено. Начался исход наиболее активного населения из города, постепенно ускорявшийся, особенно в последние годы. С 2000 года население города уменьшилось более чем на 250 000 человек. Теперь уровень безработицы в Детройте превышает 18%, не менее 70 000 домов и участков земли в городе заброшены, около 40% улиц не освещаются, уровень преступности, в частности, насильственных преступлений, втрое превышает средненациональный.
18 июля 2013 года, после долгой и продолжительной болезни города, мунициальные власти Детройта подали в Восточный окружной суд по банкротствам штата Мичиган заявление с просьбой о защите от кредиторов. Рик Снайдер, губернатор штата Мичиган, одобрил решение, принятое кризисным менеджером Кевином Орром (в прошлом — юристом по банкротствам). Этому предшествовали многие месяцы переговоров с профсоюзами, пенсионными организациями и кредиторами — число последних превышает 100 000. За день до подачи заявления два крупнейших муниципальных пенсионных фонда Детройта подали иск с целью не дать Орру уменьшить выплаты пенсионерам в рамках усилий по снижению дефицита городского бюджета. Согласно финансовому отчету, опубликованному в мае 2013 года, Детройт закончит текущий налоговый год с $162 млн дефицита бюджета текущих расходов. Общий долг города, по данным, указанным в заявлении в суд, составляет около $18,5 млрд; по оценкам Кевина Орра может доходить и до $20 млрд. Но и само банкротство будет стоить недешево — расходы города на юридические услуги составят "от десятков до сотен миллионов долларов", считает Дуглас Бернштейн, адвокат по банкротствам из фирмы Plunkett Cooney.
Судебные процессы
Кризисный менеджер рассматривает возможность продажи городских активов, но ему приходится считаться с многочисленными правила и ограничениями, действующими на местом уровне и уровне штата. Предполагается, что город сможет продать местный аэропорт; соседний канадский город Виндзор, штат Онтарио, выразил заинтересованность в покупке принадлежащей Детройту половины тоннеля, соединяющего два города.
Впрочем, некоторые заинтересованные стороны, особенно профсоюзы и пенсионные фонды, принялись бороться против присвоения городу статуса банкрота, потому что это не позволит им защищать свои интересы в переговорах. Поэтому юридическая история банкротства Детройта приняла захватывающий характер в последние несколько дней.
19 июля окружной суд графства Ингэм принял решение, что подача заявления о защите от кредиторов противоречит конституции штата Мичиган, которая запрещает властям штата или нижестоящих уровней отказываться от своих пенсионных обязательств, и потребовал от губернатора штата отозвать свое согласие. Однако федеральное законодательство допускает, чтобы судьи по банкротствам организовывали переговоры муниципалитетов с представителями пенсионеров с целью изменения действующих договоренностей. Пока прецедентов разрешения этого противоречия нет, поэтому прогнозов делать никто не решается.
Губернатор подал апелляцию, и 22 июля тот же суд отложил на неделю рассмотрение требования пенсионных фондов отозвать заявление о банкротстве и отказаться от любых попыток уменьшить пенсионные обязательства города. Это позволило вступить в дело федеральному суду по банкротствам, и судья Стивен Родс назначил заседание на 24 июля, указав, что именно его суд имеет полномочия рассматривать спор между городом и пенсионными организациями.
23 июля апелляционный суд штата Мичиган постановил приостановить рассмотрение дела в суде графства Ингэм до рассмотрения апелляции губенатора на постановление этого суда об отзыве заявления о банкротстве. В тот же день судья Родс указал, что хотел бы назначить посредником в переговорах Джеральда Розена, главного судью Восточного окружного суда штата Мичиган. Его назначение будет рассмотрено на следующем заседании 2 августа.
Наконец, 24 июля Суд по банкротствам рассмотрел просьбу города приостановить рассмотрение дела против губернатора и кризисного менеджера. Судья Родс пришел к тому же решению, что и апелляционный суд штата накануне — рассмотрение требования отозвать заявление о банкротстве приостановить, так же, как и иски кредиторов и пенсионных фондов. Кроме того, суд по банкротствам признал кризисного менеджера — Кевина Орра — законным представителем города в процессе банкротства. Следующее заседание пройдет 2 августа, на котором будет принято решение, имеет ли право Детройт получить защиту от кредиторов в соответствии с "главой 9" (Chapter 9).
Другие заметные банкротства последних лет
22 февраля 2013 года на сайте NBC News был опубликован список "самых убогих городов в Америке". Возглавляет его Детройт, но также в списке присутствуют два калифорнийских города, находящихся или находившихся в состоянии банкротства.
Стоктон (Stockton). В 2012 году вошел в десятку самых опасных городов Америки, а в 2013-м — в тройку "самых неграмотных" (менее 17% взрослого населения закончили школу). В июле 2012 года городские власти Стоктона подали заявление о банкротстве; на тот момент город был самым крупным несостоятельным муниципалитетом в США. Город стал одной из жертв последней рецессии, когда медианная цена на недвижимость упала в 2007-2008 гг. почти вдвое.
Валлехо (Vallejo). Подал заявление о банкротстве в мае 2008 года; причиной банкротства считаются слишком высокие зарплаты местных пожарных и полицейских — на них уходило около 80% городского бюджета. За три года удалось существенно уменьшить обязательства городского бюджета, и 1 ноября 2011 года состояние банкротства закончилось. Затраты на юридическое обеспечение банкротства составили около $8 млн. Теперь город предпринимает попытки восстановить финансовую состоятельность, в частности, стал площадкой для т.н. Participatory Budgeting — эксперимента, в котором жители города сами определяют бюджетные приоритеты.
Среди других калифорнийских банкротов последнего десятилетия — Дезерт-Хот-Спрингс (банкрот в 2001-2004 гг.), Маммот Лейк (банкрот с июля 2012 года из-за проигранного иска на $43 млн) и Сан-Барнардино (банкрот с августа 2012 г.).
В других частях Соединенных штатов заслуживают упоминания графство Джефферсон, штат Алабама, подавшее заявление о банкротстве в ноябре 2011 г. по причине долга в $4,2 млрд. В 2011 году не сумел получить статус банкрота город Гаррисбург, штат Пенсильвания, обремененный долгом всего в $320 млн.; сейчас он находится под внешним управлением властей штата.
Сентрал Фоллс — самый маленький город самого маленького штата США — объявил себя несостоятельным в мае 2010 г., до июля 2011 г. находился под внешним управлением властей штата, а в августе 2011 года подал заявление в суд о банкротстве — обязательства муниципалитета по выплате пенсий и прочих пособий составляли $80 млн, при годовом бюджете всего $17 млн.