Проект закона о нотариате и нотариальной деятельности готовился в Минюсте более трех лет, но вместо обещанных изменений — например, полного разгосударствления — отрасль дождалась ровно противоположного. Госконтроль, как он прописан в документе, фактически отменяет самоуправление нотариата, в том числе в самом деликатном вопросе — стоимости услуг заверителей. Именно этого сообщество опасалось прошлой зимой, а за свое право устанавливать расценки оно мужественно билось с Федеральной антимонопольной службой.
Отсутствие закона о нотариате и нотариальной деятельности стало формальной причиной отказа Госдумы ввести обязательное нотариальное оформление сделок с недвижимостью, и еще месяц назад глава думского комитета Павел Крашенинников грозился депутатским вариантом, если Минюст не поторопится со своим. На днях, после трех лет почти кулуарных совещаний, ведомство Александра Коновалова обнародовало документ на Едином портале раскрытия информации. Текст удивил Федеральную нотариальную палату (ФНП), говорит ее представитель. Проект отличается от того, над которым трудилась рабочая группа по подготовке закона и обсуждало нотариальное сообщество.
Например, предыдущие редакции законопроекта обещали отказаться от государственного нотариата и перейти на внебюджетный, а теперь Минюст предлагает сохранить эту категорию. Она, впрочем, невелика — в стране осталось чуть более двух десятков государственных нотариусов, которые работают в отдаленных районах.
Но государства в отрасли не просто не станет меньше — оно станет ключевым регулятором и контролером. Сейчас налоговики проверяют финансовую деятельность нотариусов, а профессиональную сторону — региональная нотариальная палата. Обратиться в суд с заявлением о лишении нотариуса полномочий может только она. Проект же предлагает кардинально новый подход: контролировать и нотариуса, и нотариальную палату смогут еще и Минюст, и ФНП. Минюст сможет по результатам изучения жалоб самостоятельно обращаться в суд с заявлением об изгнании нотариуса из профессии, а ФНП по итогам своих проверок сможет ставить перед высшим органом территориальной палаты вопрос о переизбрании президента. Одновременно ФНП получает право принимать решения, обязательные для всех нотариусов, а также территориальных нотариальных палат.
Именно эти предполагаемые новеллы вызвали негодование у московского нотариуса Геннадия Черемных, который в 1993 году стоял у истоков действующих Основ законодательства о нотариате. На конференции "20-летие небюджетного нотариата: Итоги. Проблемы. Перспективы" в феврале 2013 года Черемных возмущался, что "органы исполнительной власти наделяются легальными, практически неограниченными возможностями влиять на профессиональную деятельность нотариуса". По его мнению, нарушается существующий баланс, когда возможностям бюрократической машины в отношении конкретного нотариуса противостоят нотариальная палата и система гарантий его независимости. "По проекту нотариальная палата из равнозначного, равноценного партнера ФНП и органов юстиции становится для них подконтрольным субъектом, — бушевал на трибуне Черемных. — А ее обязанность обеспечивать защиту прав и законных интересов нотариусов вообще из законодательства исключается".
С ним соглашался и президент Московской областной нотариальной палаты Станислав Смирнов, который настаивал, что "специалистов-профессионалов должны проверять специалисты, а не чиновники". У органов юстиции для проведения полноценной проверки работы нотариуса, говорил он, нет необходимых ресурсов: ни организационных, ни интеллектуальных возможностей.
Но если надзор за нотариусами можно хотя бы формально считать функцией как Минюста, так и палат, в вопросе с расценками на их услуги ведомство предлагает окончательное решение. Сейчас тарифы на нотариальные действия определяются двумя законами — Основами законодательства о нотариате и Налоговым кодексом. Теперь, считает Минюст, эти расценки должно определять правительство, постановления которого об изменении тарифов можно принимать быстрее, чем менять законы. На пошлину за нотариальные действия, однако, сплошь и рядом приходится меньшая часть суммы, которую гражданин платит за услугу — помимо нее нотариусы берут деньги за подготовку действия (сбор документов, их написание, экспертизу, консультации и т.п.) в размере, утверждаемом региональными нотариальными палатами. И регулярно отбиваются от исков граждан и претензий ФАС. Так вот, эти дополнительные платежи Минюст предлагает вовсе отменить. Вместо них нотариусы получат лишь аванс в размере 20% от тарифа на нотариальные действия. Клиентам все же придется компенсировать нотариусу издержки, связанные с выполнением подготовительных работ — то есть расходные материалы и пр., — но расценки на них будет также регулировать "орган государственной власти".
Правда, в законопроекте есть и добрый знак для нотариусов. Когда обсуждалась обязательная нотариальная регистрация сделок с недвижимостью, и сообщество, и чиновники опасались, что нагрузка на нотариусов возрастет, а их количество на территории законодательно ограничено. В проекте Минюста эта озабоченнность учтена — нотариусов станет больше. Для этого меняются нормативы: на одного нотариуса в городах федерального значения должно приходиться не более 12 000 человек, а не 15 000, как сейчас, в городах — 15 000 человек, а не на 20 000-25 000. В муниципальных районах нотариус должен обслуживать не 25 000-30 000 человек, а всего 17 000. При этом по ходатайству администрации субъекта или нотариальной палаты совместно с территориальным органом юстиции и эти показатели могут быть скорректированы, исходя из числа нотариальных действий в данном нотариальном округе, уровня деловой активности, экономического развития региона, степени удовлетворенности населения качеством предоставляемых нотариальных услуг.
Новшества ожидают и самих нотариусов, и тех, кто желает попасть в их ряды. Вместо лицензии на осуществление нотариальной деятельности будет квалификационное свидетельство. При этом работающим нотариусам, обещают в Минюсте, в спешном порядке не придется менять свой документ — он будет действителен и дальше. Осталась в законопроекте норма, стимулирующая нотариусов ехать на работу в отдаленные регионы. Нотариус, трудившийся более трех лет "в малонаселенной или труднодоступной местности с ограниченными возможностями для финансовой самостоятельности", получит преимущества в конкурсе на замещение вакансии в другом округе. Но такая преференция будет даваться только один раз.
Устраняет законопроект и правовой пробел, когда провинившийся нотариус месяцами продолжает работать, пока нотариальная палата в суде пытается отобрать у него лицензию. Для этого в законе появляется норма, позволяющая временно приостанавливать полномочия нотариуса. Такая обеспечительная мера накладывается судом. Кроме того, временный запрет на работу можно будет вводить, если нотариуса обвиняют в совершении умышленного преступления, либо он находится под арестом, или в суде рассматривается дело о признании его недееспособным, а также ограниченно дееспособным. Одновременно территориальный орган Минюста должен выбрать временно исполняющего обязанности нотариуса на освободившееся место. При этом временно лишенный поста нотариус обязан передать личную печать на хранение в Минюст и обеспечить доступ к нотариальному архивному фонду. Если же обеспечительные меры будут отменены, то Минюст в течение трех дней должен возобновить полномочия нотариуса.
Разделили в Минюсте понятия "прекращение" и "лишение полномочий нотариуса". Первое, в частности, будет возможно по желанию самого нотариуса по достижении им 70-летнего возраста, из-за признания судом полностью или ограниченно недееспособным, вступления в силу обвинительного приговора о совершении умышленного преступления. Лишать права на нотариальную работу будут, например, за неоднократные или грубые нарушения при осуществлении нотариальной деятельности. Неоднократное или грубое нарушение обязанностей члена нотариальной палаты, требований Кодекса профессиональной этики нотариусов также могут привести к изгнанию из корпорации.
В то же время с двух до одного месяца с момента обнаружения проступка (за исключением болезни и отпуска) уменьшается срок, в течение которого на нотариуса можно наложить дисциплинарное взыскание. При этом срок давности нарушений, за которые можно наказать нотариуса, возрастает до четырех лет со дня совершения проступка (сейчас Положение о дисциплинарной ответственности нотариусов, занимающихся частной практикой, отводит на это два года). Это изменение логично: очередная проверка нотарируса по закону проводится раз в четыре года.
Принципиальным новшеством стало появление в документе развернутой процессуальной части, определяющей последовательность совершения нотариусом отдельных действий, сроков, места их совершения, порядка оформления. Для этого в закон о нотариате вводится раздел "Нотариальное производство", отчасти напоминающий выдержки из процессуальных кодексов. В частности, в проекте говорится, что для фиксации совершения нотариального действия по просьбе заявителей, либо инициативе нотариуса может составляться протокол. Для фиксации совершения нотариального действия по просьбе заявителей или инициативе нотариуса может производиться аудио- и видеозапись.
С текстом законопроекта "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.