Надбавка к коэффициентам риска по потребительским кредитам, предоставленным после 1 апреля, с полной стоимостью кредита от 10 до 30%, повысится на 30 процентных пунктов. Это сделано, чтобы предотвратить чрезмерный рост долговой нагрузки населения и повысить устойчивость банков (см. «Долговая нагрузка россиян приблизилась к историческому максимуму»). Теперь, скорее всего, банки будут строже оценивать возможности заемщиков обслуживать долг, чтобы не тратиться на дополнительные резервы по рискованным кредитам.
С 1 апреля депонирование обязательных резервов будет осуществляться на счете, открытом в Банке России, независимо от вида валюты резервируемых обязательств (сейчас открывается отдельный счет по обязательствам в рублях и по обязательствам в иностранной валюте). Кредитные организации, осуществляющие депонирование обязательных резервов, теперь должны придерживаться новых резервных требований (нормативов обязательных резервов, коэффициента усреднения обязательных резервов).
(Информация Банка России от 21.12.2018, Указание Банка России от 25.12.2018 № 5036-У, Указание Банка России от 08.02.2019 № 5068-У)
Для договоров ОСАГО, заключенных после 1 апреля 2019 года и до 31 марта 2020 года, будет применяться новый порядок расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Этот коэффициент имеет существенное значение при определении стоимости страховки и рассчитывается для каждого водителя в зависимости от его возраста, стажа, аварийности, региона, а также других показателей.
Основным нововведением является увеличение коридора базовых ставок на ОСАГО: минимальная ставка снизится на 20%, а максимальная увеличится на 20% от текущего значения.
«Это первый этап реформирования рынка обязательного страхования. Согласно плану Банка России, в середине текущего года регулятор проведет анализ и определит дальнейший вектор реформ. Нынешние изменения должны положительно отразиться на страхователях и страховщиках: снизятся реальные ставки для автовладельцев, сформируется понятный и более прозрачный механизм расчета коэффициентов», – считает адвокат КА города Москвы Андрей Цибульский.
(Указание Банка России от 04.12.2018 № 5000-У)
Заказчики заключают энергосервисные контракты, чтобы внедрить энергосберегающие технологии и сэкономить на оплате коммунальных услуг. Одним из главных преимуществ энергосервисных контрактов является схема возврата инвестиций: исполнитель выполняет работы за счет собственных или привлеченных средств, заказчик оплачивает работы после внедрения проекта из сэкономленных на энергоресурсах денег. Энергосервисный контракт выгоден как для заказчика, так и для исполнителя, направлен на совершенствование технологий, модернизацию ЖКХ, снижение затрат населения за фактически потребленные ресурсы.
С 1 апреля информация о закупке, предусматривающей заключение энергосервисного контракта, будет включается в план закупок отдельно от других процедур. А проверка казначейством энергосервисных закупок в части объемов финансирования проводиться не будет.
«Изменения направлены на упрощение госзакупок в отношении энергосервисных контрактов, повышение значимости и более широкое распространение энергосервисных услуг, что следует оценивать позитивно», – считает старший юрист гражданско-правового департамента юрфирмы Игорь Грицай.(Постановление Правительства от 21.12.2018 № 1618)
Получателями таких пенсий являются наименее защищенные слои населения:
- нетрудоспособные граждане: инвалиды I, II, III группы и дети-инвалиды (они получают социальную пенсию по инвалидности);
- дети, потерявшие одного или обоих родителей и обучающиеся по очной форме (они получают социальную пенсию по случаю потери кормильца);
- граждане, достигшие пенсионного возраста и по различным причинам не получающие страховых пенсий, а также граждане из числа малочисленных народов Севера (получают социальную пенсию по старости);
- дети, оставшиеся без попечения родителей (получают социальную пенсию дети, оба родителя которых неизвестны).
«Индексация социальных пенсий осуществляется исходя из темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год. Рост прожиточного минимума пенсионера составил 2%. Для различных категорий получателей пенсий размер ежемесячной прибавки колеблется от 103,61 руб. до 270 руб. В среднем, размер социальной пенсии c 1 апреля увеличится на 182 руб. и составит 9266 руб. По оценкам правительства, на это уйдет 7 млрд руб. бюджетных средств. Грядущее повышение пенсий затронет интересы более 3 млн россиян», – рассказал консультант направления «Налоги и право» ГК SRG Дмитрий Усольцев.
(Постановление Правительства от 15.03.2019 № 271)
Для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма банки должны информировать Росфинмониторинг о подозрительных сделках, а в определенных случаях – приостанавливать операции и замораживать счета клиентов. С 22 апреля им придется предоставлять информацию в электронном формате, используя личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, в случаях:
- проведения операций в отношении денег или имущества, подлежащих обязательному контролю (например, от 600 000 руб.);
- совершения подозрительных операций;
- приостановки банковских операций по счету клиента;
- блокировки личных, расчетных счетов и карт.
Каждый вид сведений оформляется как отдельный электронный документ и заверяется при помощи квалифицированной электронной подписи.
«Введение нового порядка информирования усилит взаимодействие между банковской системой и Росфинмониторингом. Таким образом, в России, как и во многих других странах, происходит сращивание банковской и правоохранительной систем. Зачастую банковские процедуры комплаенса, в рамках которых проверяются клиенты и их операции, становятся более надежным препятствием против отмывания незаконных доходов и финансирования терроризма. При этом трудно объяснить, почему в России до сих пор повсеместно проводятся сделки купли-продажи недвижимости с передачей наличных денег через банковскую ячейку или почему клиент может положить на банковский вклад несколько миллионов рублей, никак не объясняя их происхождение», – отметил управляющий партнер юрфирмы Сергей Водолагин. «Рассматриваемые нововведения, безусловно, нужны и востребованы. Однако предыдущий опыт показывает, что на практике такие эксперименты оборачиваются серьезным нарушением прав граждан и организаций. Недавние случаи массовой блокировки карт и счетов с занесением их владельцев в черный список показали, что наряду с реальными нарушителями пострадало немало добропорядочных клиентов, которых лишили возможности осуществлять любые расчеты во всех банках с использованием банковских карт и счетов», – сообщила заместитель гендиректора юркомпании URVISTA Светлана Петропольская.
(Указание Банка России от 17.10.2018 № 4936-У)