Согласно опросу, около 13% работодателей в России перевели работников на удалёнку. Но юридически это сделать не так просто. Компании перед сложным выбором. Есть несколько способов: строго по закону, но сложнее, а если попроще, то с рисками.
- Изменить условия трудового договора с двухмесячным уведомлением из-за смены организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК). Это наиболее сложная процедура для работодателя.
- Если все согласны, то просто подписать допсоглашение о том, что стороны меняют условия трудового договора (ст. 72 ТК). В нем обязательно надо указать, что трудовая функция выполняется вне офиса компании, а по фактическому адресу проживания, говорит руководитель практики трудового права МКА Солдаткин, Зеленая и Партнеры (SZP Law) Ксения Михайличенко. Такой вариант возможен, но надо иметь в виду риски, предупреждает советник по трудовым вопросам Ева Тимофеева. Дело в том, что в этом варианте работника не предупреждают об изменениях за два месяца. Если он нарушит режим и спор дойдет до суда, то человек может вдруг сказать, что его «поставили перед фактом и дали подписать допсоглашение, а заранее не уведомляли», рассказывает Тимофеева. Неизвестно, как это воспримет суд и не признает ли допсоглашение недействительным. Кроме того, работодателя может оштрафовать Трудинспекция, если решит, что уведомление было необходимо.
- Есть другие возможности. Многие компании выбирают их, потому что менять трудовой договор долго, сложно, а иногда и нецелесообразно. Если противоэпидемиологические мероприятия отменят через несколько месяцев, то придется готовить другие допсоглашения и проходить процедуру заново. Это значительная бюрократическая работа, если сотрудников в компании много. Поэтому некоторые работодатели издают политику об удаленной работе, если сотрудники не против трудиться из дома. Но надо помнить, что это спорный документ на случай защиты интересов работодателя, ведь условия трудовых договоров не менялись, предупреждает Тимофеева. Внутренние приказы – это распространённая, хотя и рискованная практика. В Москве многие работодатели прибегли именно к этому варианту, делится старший юрист трудовой практики Екатерина Элекчян.
Нет. В Трудовом кодексе нет такой возможности. О том, что он негибкий и не отвечает современным реалиям, говорят сразу несколько экспертов. Глава о регулировании труда дистанционных работников появилась в 2013 году и состоит всего из пяти статей. Но интернет и другие технологии развиваются очень быстро, появляется все больше возможностей не зависеть от конкретного места, но в то же время быть на связи. Набирает популярность смешанный режим работы. Например, четыре дня работать в офисе, а один – дома. «Из-за последних событий возобновилась дискуссия о том, что это нужно закрепить в законе, – рассказывает Элекчян. – Это давно необходимо, надеюсь, что поправки примут».
Нет, если человек продолжает делать ту же работу. Зарплата не зависит от места работы, а только от квалификации, сложности работы, количества и качества труда (ст. 132 ТК).
Дополнительные основания для увольнения дистанционного работника можно указать в трудовом договоре.
Работодатель может обязать сотрудника присылать регулярные отчеты о работе, отвечать на письма или сообщения в определенное время. Как это делать и по каким каналам связи – нужно четко и подробно указать в допсоглашении к трудовому договору, советует Михайличенко. Например, можно написать, что «работник обязан во время рабочего дня, то есть с 10:00 до 19:00, отвечать на все письма руководителя по электронной почте в течение 10 минут», а если не будет – это основание для увольнения. Нарушение помогут зафиксировать нотариальные осмотры электронной почты и запросы информации у телефонных операторов, подсказывает руководитель практики Александра Герасимова.
По некоторым основаниям уволить дистанционного работника нельзя. Например, за прогул. Ведь сложно доказать, что человек отсутствовал в определенном месте в рабочее время.
Попросить об этом можно, но работодатель пока не обязан идти навстречу, хотя власти и рекомендуют это делать. Даже если у вас ребенок, который находится на дистанционном обучении. Некоторые компании относятся к этому с пониманием и разрешают работать удаленно, если это возможно.
«Иначе надо искать другие варианты, как оформить отсутствие на работе. Например, просить оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск», – предлагает Элекчян.
Нельзя мешать самоизоляции сотрудников, потому что в случае наступления тяжелых последствий и работнику, и работодателю может грозить ответственность по ст. 236 УК («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»), предупреждает Тимофеева.
Заставить человека работать тоже нельзя, если он не хочет. Здесь работодатель должен оформить листок нетрудоспособности в связи с самоизоляцией, в котором будет указан код «03 – карантин», делится Тимофеева. По ее словам, до этого нельзя увольнять за прогул, даже если человек не выходит на связь. В такой ситуации любой суд восстановит его в должности.
Выплаты из-за карантина такие же, как и по обычной болезни. 20 марта «Коммерсант» сообщал, что больничный на карантине по коронавирусу будут оформлять удаленно.
* – власти предписывают оставаться дома две недели тем, кто вернулся из стран с неблагоприятной обстановкой.
С 21 марта в Москве запретили пускать посетителей в фитнес-центры, бассейны, аквапарки и другие спортивные объекты. Без работы может остаться около 100 000 человек. По сообщениям разных СМИ, власти рассматривают возможность закрыть другие организации, если эпидемия разрастется. Власти информацию опровергают, но по опыту европейских стран подобный сценарий возможен.
В таком случае перед юристами встанет вопрос: как быть с работой, которая предполагает физическое присутствие. Должны ли такие сотрудники получать деньги? По словам управляющего партнера юрфирмы Сергея Водолагина, непреодолимая сила упоминается в Трудовом кодексе только в контексте освобождения работника от материальной ответственности, но ничего не говорится об освобождении от ответственности работодателя в случае наступления таких обстоятельств. «Возможно, уяснить юридические последствия коронавируса нам помогут акты судебного толкования законов и акты публичной власти, которыми будут вводиться ограничительные меры», – говорит Водолагин.
В Трудовом кодексе есть статья, которая может подойти под эти случаи. Это ст. 157 ТК («Оплата времени простоя»). Если вынужденный простой в труде не зависел от вины работника или работодателя, то он оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, должностного оклада пропорционально времени простоя. Как отмечают авторы комментариев к ТК, простой – это временная приостановка работы по экономическим, техническим или организационным причинам. К числу причин, которые не зависят от сторон, относят непредвиденные или неустранимые обстоятельства. К ним вполне можно отнести карантин на фоне пандемии и сложной эпидемиологической обстановки.