Поле для законотворчества
Суды по всей стране закрыты -они рассматривают только самые важные неотложные дела. Адвокаты, которым разрешили передвигаться по Москве с использованием служебных удостоверений, отмечают, что им почти некуда ходить - все дела отложены и новые заявления не принимают. А компании, занимающиеся автоматизацией работы судов анонсируют переход к онлайн-правосудию. Но, как отмечали юристы в комментариях Право.ру, фактически переход к онлайн-правосудию затруднен - для этого нужны изменения в АПК и другие кодексы, чтобы, например, дать юристам вожможность проводить видеоконференцию не из другого суда, как сейчас - а из дома, используя верификацию через госуслуги.
Работа в этом направлении уже идет, рассказал в ходе онлайн-конференции Право.ру глава Бюро адвокатов Никита Филиппов. Он рассказал, что юристы фирмы работают сразу над двумя законопроектами. Один из них - законопроект "О государственной электронной почте", подготовлен и продвигается совместно с Заместителем председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Алексеем Русских и главой комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом. "Цель - создать почту на базе портала госуслуг, превратив ее в окно для онлайн-переписки и получения юридически значимых сообщений", - рассказал Филиппов. Это позволит увеличить прозрачность во взаимодействии с госорганами и исключить злоупотребления.
Клишас и Русских вместе с юристами также подготовили пакет законопроектов о возможности проведения судебных заседаний в режиме видеосвязи. О разработке законопроекта Право.ру писало ранее в материале "Совфед разработал проект о проведении судебных заседаний по видеосвязи". "Его уже направили в правительство и Верховный суд", - напомнил юрист.
Законопроект поможет участникам всех видов судопроизводства участвовать удаленно с использованием личных средств видеосвязи, отметили юристы.
Еще одна проблема - электронный документооборот в условиях пандемии. О его особенностях рассказал адвокат Бюро адвокатов Виктор Пробичев. Он предупредил: Согласуйте дополнительно способ подписания соглашения – в противном случае можно столкнуться с проблемами.
- портал Госуслуги и региональные порталы госуслуг;
- личные кабинеты на сайтах органов власти (ФНС, ФССП, Роспатент, Пенсионный фонд, Росреестр и т.д.)
- судебные порталы;
- электронные приемные госорганов;
- электронная почта;
- онлайн-отправка Почтой России
- мессенджеры (например, чат-бот ФССП в Telegram).
Рецепты для руководителя
Пока госорганы разрабатывают новые пути взаимодействия с населением, некоторые компании уже успели наметить для себя основные направления действий. Многое решает масштаб бизнеса - но ряд рекомендаций универсальны. В приоритете - сохранение бизнеса. Это означает не только смягчение финансовых рисков. Главное - жизнь и здоровье сотрудников, напоминает Юлия Филиппова, исполнительный директор по юридическим вопросам компании Avon. Перестроиться самому и научить команду быстро реагировать на изменения в компании помогают так называемые "кризисные звонки" - регулярные созвоны руководителей, предварительно собравших проблемы "в полях" и обсуждение с юристами и налоговиками решений с точки зрения быстро меняющегося законодательства. Сохранить бизнес помогает не только диджитализация, но и моральная поддержка коллектива: когда больших денег на это нет, сотрудники оценят и доступ к мастер-классам или онлайн-занятиям, и помощь с конкретными правовыми вопросами, которых у всех накопилось достаточно. Если коллектив не загнан в угол, он может помочь бизнесу и финансово, говорит Филиппова. "Мы предложили сотрудникам добровольно поддержать бизнес и на три месяца инвестировать часть зарплаты в поддержку бизнеса и сохранение рабочих мест. Получили довольно много заявлений от людей, которые добровольно идут на этот шаг", - рассказала она. Поддержать бизнес помогут и свежие решения: если компания может без бюрократии быстро запустить новый полезный продукт - надо использовать эту возможность.
Шансы на форс-мажор
Татьяна Каменская, управляющий партнер , рассказала об одной из насущных проблем бизнеса - признании форс-мажора для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств - при этом сами обязательства не прекращаются, напомнила она. Изучив практику по форс-мажору с 2008 по 2020 год понятно одно: практики фактически нет. А это означает, что есть надежда на успешное оспаривание, считает Каменская.
До нынешней ситуации суды приходили к выводу о наличии форс-мажорных обстоятельств в 20% случаев. Чаще всего речь шла о погодных условиях - проблемы вызывали внезапный шторм, снгегопад или наводнение, а также введение незапланированных ограничений на оггрузку, запрет на навигацию или продажу военной техники. Если же истец ссылался на прогнозируемые изменения погоды, дтп, арест товаров, кризис или изменение валютного курса - его ждал 100%-ный отказ.
Сегодня шансов на признание форс-мажора больше, но не стоит забывать, что решение выносит именно суд, акцентировала Татьяна Каменская.
Перспектива признания форс-мажора не связана с актами региональных властей: никакой орган власти не может объявлять обстоятельства форс-мажором (вспомним указ мэра Москвы от 14 марта №20-УМ), это решает суд. Сам по себе режим ЧС не равен форс-мажору и не предопределяет его, хотя и облегчает бизнесу доказывание. Основанием форс-мажора также не будут письма министерств и ведомств - такие письма выпускал Минфин, ФАС. Сертификат от ТПП - тоже не панацея.
Тем не менее, все это может пригодиться при доказывании форс-мажора в суде. Обстоятельства, которые могут помочь - запрет на въезд иностранных граждан, запрет на вывоз определенных видов продукции из России, указ мэра, резолюции ВОЗ или сообщения в СМИ, отражающие ситуацию.
Слабый арендатор, сильный арендодатель?
С самого начала режима самоизоляции и приостановки работы бизнеса речь шла об арендных каникулах. Сегодня большинство считает арендаторов заведомо слабой, пострадавшей стороной - независимо от обстоятельств конкретного дела, отметил Денис Литвинов, управляющий партнер . Но пандемия не может влиять одинаково на всех, а значит надо стремиться к балансу интересов обеих сторон, и нулевая арендная плата едва ли говорит о том, что вопрос решен справедливо - как и требование арендодателя оплатить 100% аренды при неиспользуемом помещении.
Распределяя финансовые риски сторон, возникшие в связи с пандемией, нужно учитывать ряд факторов: регион присутствия, вид деятельности должника и форму ее осуществления, фактическое использование помещения в отсутствие сотрудников - например, даже в отсутствие сотрудников в нем могут храниться документы или оборудование, нужное, в том числе, для удаленной работы.
Сегодня будущее не за судебной практикой - об этом можно будет говорить только в отдаленной перспективе - а именно в договороспособности сторон. Это будет иметь значение и в том случае, если дело дойдет до суда: добросовестными будут считаться те стороны, которые учитывают упомянутые факторы в переговорах об изменении арендных платежей и пытаются найти в переписке баланс интересов.
Литвинов упомянул, что сегодня для арендатора возможны два основных сценария. Первый - попросить отсрочку. Договор должен быть заключен до введения особого положения, для Москвы - до 5 марта, для всех регионов - до 19 марта в отношении недвижимости всех форм собственности кроме жилых помещений. Арендатор должен действовать в наиболее пострадавших отраслях – их перечень, указанный в ПП РФ от 3 марта №434, пополняется. При этом ссылка идет именно на вид деятельности, а не на цель договора аренды, подчеркнул Литвинов.
Второй сценарий - уменьшение арендной платы, и здесь оценочных критериев еще больше. Чтобы добиться уменьшение платы, нужна невозможность использовать имущество из-за Повышенной Готовности и ЧС. Период применения охватывает только 2020 год.
Жизнь по ТК
Вопросы трудового права в период пандемии стали одним из ключевых для юрдепартамента, призналась Ольга Корнеева, вице-президент по юридическим вопросам The Walt Disney Company. Пришлось столкнуться с многослойностью и неоднозначностью регулирования – это указы президента, мэра, рекомендации минтруда и других госорганов, которые иногда дополняют, а порой противоречат друг другу. Руководителям надо принимать решения в условиях неопределенности и делать это быстро. К тому же, добавилась необходимость оптимизации затрат в случае сокращения или остановки бизнеса – но с соблюдением законодательства и сохранением персонала.
Ключевыми вопросами оказались перевод на удаленку, подписание документов в электронном виде и оптимизация расходов. Что касается последнего, то есть несколько вариантов, указала Корнеева: это оплачиваемый отпуск, неоплачиваемый отпуск по заявлению работника, введение неполного рабочего времени, объявление простоя или увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. "Неполный день и пропорциональное изменение оплаты труда - пока это самая понятная опция", - считает юрист. Это делается по соглашению сторон договора.
Опытом организации удаленной работы поделилась Галина Петина, старший юрист компании "Сибур". Сотрудники фирмы сразу подписали допсоглашение к трудовому договору, отметила Петина. В целом, она выступила за детальное документирование работы сотрудников в новых условиях - будь то через приказ или допсоглашение к договору.
В числе подводных камней удаленки - не только технические. Екатерина Тиллинг, партнер и руководитель практики IP , рассказала о том, как сохранить служебный характер результатов интеллектуальной деятельности работника, который работает удаленно. Риск утраты возникает, главным образом, из-за неправильного оформления трудовых отношений с работником при переводе на дистанционку - особенно тех, кто создает эти результаты деятельности. Основные причины рисков в том, что работник использует собственное оборудование, личную почту или доступ к его сведениям имеют третьи лица - что вполне ожидаемо при работе из дома.
Рискует и сам работодатель, который получает результат - например, если речь идет об ИТ-компании, рекламном центре или дизайн-бюро. В зоне риска также заказчик, если по договору к нему переходят права на результаты работ.
Если речь идет о служебных изобретениях, полезных моделях и образцах, основной риск - утрата конфиденциальности сведений технологий и ноу-хау, с произведениями основной риск - утрата статуса выполнения служебных обязанностей в период удаленной работы.
Для компаний, которые не входят в число исключений, продолжающих работу.
Шаг 1: Получить согласие работников на работу в нерабочие дни - хотя бы по электронной почте;
Издать внутренний приказ о нерабочих днях и привлечении к работе работников, согласившихся работать в нерабочие дни, на условиях дистанционной работы. Ознакомить всех хотя бы по электронной почте.
Шаг 2. Заключить допсоглашение с каждым работником. Урегулировать следующие вопросы:
-рекомендуется узнать адрес работника
-рабочее время
-Обязанность использовать оборудование и ПО, рекомендованное работодателем с соблюдением требований о безопасности и конфиденциальности
-компенсация расходов работника на оборудование и ПО
-запрет на использование для рабочих целей личной почты и других неоговоренных средств связи
-запрет на передачу третьим лицам доступа, логина и пароля
-Периодичность и порядок отчетов о работе
-обязанность самостоятельно оборудовать безопасное рабочее место
-дополнительные основания расторжения договора о дистанционной работе
-срок договора.
Потребители, налоги и уголовная ответственность
В период, когда все покупатели находятся дома, их привычки меняются. И хотя потребительский экстремизм никто не отменял - проблемы существенно изменились. До пандемии основные темы обращений касались претензий по количеству и качеству, ущерба здоровью, повреждения имущества, расчетов, информирования – реклама или правда, программ лояльности или просто эмоций потребителей, рассказала Елена Рыжкова, начальник правового управления Газпромнефть. Сегодня потребители ушли на второй план, а на первом оказались госорганы, делится она: "Плановые проверки прекратились, но увеличились внеплановые – проверка соблюдения новых требований и ограничений, стремительные сроки по приостановке деятельности." Резкий рост числа претензий потребителей в туризме, транспортных финансовых и иных услугах. Вопросы, которые волнуют больше всего - гарантия, возврат товара, просрочки по заказам, абонементы или авиабилеты.
При этом и представители властей показывают позитивный пример взаимодействия. К таковым Рыжкова отнесла памятку Роспотребнадзора от 13 апреля или горячую линию и интернет-приемную Банка России.
Опытом в оптимизации налоговой нагрузки поделился заместитель главного бухгалтера по налоговому учету "ЮТэйр" Виктор Сахаров: компания уже разработала дорожную карту, которая позволила меры поддержки переложить на определенные предприятия. На государстве нельзя легко сэкономить, заметил он, но о рассрочке по налогам речь не шла с конца 1990-х. Для того, чтобы воспользоваться налоговыми отсрочками, надо подготовиться к серьзеному объему бюрократической работы - но для крупной компании эффект существенный: бизнес получает значительную сумму, которую можно использовать для поддержки компании сегодня.
Роман Воронин, управляющий партнер адвокатского бюро , рассказал о уголовном правосудии в условиях пандемии и особенностях защиты по уголовным делам. Он отметил, что никаких послаблений по арестам из-за эпидемии нет. При этом налоговые дела возбуждать не торопятся, отметил он. Есть целый список того, что не работает: родственники не попадают в сизо, жалобы на приговоры не принимаются, фсин не рассматривает вопросы УДО, а суды - жалобы на действия правоохранителей, присяжные также не рассматривают дела. Что касается следственных действий, с одной стороны, ходить на них нельзя по указу мэра, отметил Воронин, с другой, если не прийти, можно ожидать серьезных сакнций вплоть до ареста (для обвиняемых). Свидетелю же ничего не будет, считает Воронин.
Мораторий на банкротство
О том, как будет работать еще одна связанная с пандемией новация - мораторий на банкротство - рассказал Сергей Юрьев, партнёр и глава практики разрешения споров . По его словам, мера, сроки которой по прогнозам юриста могут продлить, вызвает целый ряд трудностей.
Сегодня мораторий на банкротство действует в отношении компаний из пострадавших отраслей. Это также системообразующие и системные предприятия по утвержденным спискам.
"Если вы ведете бизнес с контрагентами, проверьте, подпадает ли контрагент под мораторий на банкротство, и исходя из этого выстраивать взаимодействие с ним. Поправки позволяют лицу признать сделки, заключенные в мораторий, ничтожными, если они превышают 1% от балансовой стоимости активов общества или не попадают под критерий общей хозяйственной деятельности общества"
В числе возможных последствий - огромный всплеск процедур банкротства: средние и мелкие участники рынка в бедственном положении. Но велика вероятность, что недобросовестные должники прекратят выплаты по контрактам, что навредит кредиторам и тоже приведет к банкротствам.
По формальным признакам ряд финансово здоровых компаний из проблемных отраслей также оказываются в зоне риска - с ними будут с опаской заключать договоры. Сделки заключать можно, заверил Юрьев, но идеально заключать соглашения, проверив, попадает ли стоимость вашей сделки в 1%-й барьер. Если она ниже - можно спокойно заключать, эта сделка не будет признана ничтожной. Попадание сделки в общую хозяйственную деятельность общества - более размытый критерий, отметил Юрьев. Он считает, что при сделках с крупными компаниями можно не опасаться - им вряд ли дадут утонуть. Но есть риск неисполнения ими обязательств в период введенного моратория. "Сделки заключать можно, но с оглядкой на данную конкретную сделку", - заключил Юрьев.
Следующая конференция по теме COVID - Экономика юридического бизнеса: перезагрузка в период пандемии, конференция пройдет 30 апреля.
На май мы запланировали такие мероприятия:
– 19 мая: «Комплаенс: построение эффективной системы в компании»;
– 22 мая: Litigation Forum Pravo.ru;
– 26 мая: «Корпоративная безопасность, форензик и корпоративные конфликты»;
– 28 мая: «Интеллектуальная собственность: судебная практика, будущее IP, сделки с объектами».
Расписание всех запланированных конференций – по ссылке. Там же можно приобрести билеты и материалы с прошедших мероприятий.