Отставник с активной гражданской позицией
Радик Рахматуллин проработал судьёй 11 лет и ушел из суда после истечения очередного срока полномочий еще в 1987 году. Жалоба на него поступила от имени Ольги Шиняевой. Сама автор жалобы ни разу не пришла на рассмотрение вопроса Рахматуллина. По мнению самого судьи, ее просто использовали, чтобы свести с ним счёты. Претензии к Рахматуллину, как он рассказал на заседании, возникли после того, как он стал активно защищать свои права в судебных спорах и участвовать в акциях оппозиции. Например, в митинге памяти Бориса Немцова.
Экс-судью лишили статуса отставника в начале 2020 года. Такое решение ККС региона признали обоснованным в Высшей квалифколлегии судей. Официально ему инкриминировали три нарушения: участие в массовых акциях и критику власти, адвокатскую деятельность с 1987 по 2008 год и участие в нескольких судебных заседаниях в качестве представителя. Всё это, так или иначе, запрещено отставникам по закону о статусе судей.
На заседании Рахматуллин указал, что судейские выплаты, будучи отставником, получал с 2003 года. А статус адвоката, полученный сразу после ухода с должности, прекратил добровольно в 2008 году. На вопрос председательствующего он ответил, что просто не читал закон о статусе судей в этот период и был не в курсе запрета на адвокатскую деятельность для отставников.
«Могли бы и предупредить»
Что касается участия в процессах в качестве представителя позже, в том числе в 2019 году, Рахматуллин сообщил, что никому о своем статусе судьи в отставке не говорил. Молчал он, чтобы исключить вероятное влияние этого факта на решение суда. По его мнению, за несколько заседаний, оплату за участие в которых он не брал, его могли бы наказать и предупреждением. Впрочем, на каком основании наказание должно было быть именно таким, уточнить не вышло: подобных норм не нашлось. «Нужно было предупредить, хотя в условиях современной России это не принято», – аргументировал свою позицию экс-судья.
Председатель ККС Башкортостана Елена Михадюк указала, что прекращение статуса отставника – единственная мера, предусмотренная для уже не работающих судей.
То, что участие в заседаниях было бесплатным, – это не аргумент. Подобных исключений в законодательстве нет.
По вопросу участия в митингах и критики действующей власти Рахматуллин настаивал, что никакого неуважения к судебной системе не проявлял. Напротив, он активно судится для защиты своих прав, потому что верит в эффективность российских судов, а об умалении авторитета судебной власти речи не было.
Аргументом Рахматуллина, помимо прочего, было истечение сроков давности по его вопросам. Но представитель ККС высказала позицию, по которой сроки давности не распространяются на судей в отставке – только на действующих судей, допустивших проступок. Такую позицию поддержали в ВККС.
В итоге в админколлегии ВС отклонили жалобу Рахматуллина и приняли решение оставить без изменений решения квалифколлегий, которыми его лишили статуса судьи в отставке.