В 2009 году шведская компания Mojang выпустила игру Minecraft. В 2014-ом эту компанию купил Microsoft за $2,5 млрд. В том же году малоизвестное ООО «Сити» зарегистрировало в России товарный знак Minecraft. Как выяснил РБК, общество было создано в 2010 году в Екатеринбурге для регистрации товарных знаков. Об этом изданию рассказал представитель производства «Коломенское молоко», к которому корреспондента перенаправили в «Сити».
«Компания предлагала Microsoft производить молочные напитки по франшизе под брендом Minecraft, но не получила ответа от Microsoft и вскоре подала заявление на регистрацию товарного знака», — сказал он. По словам представителя, «Коломенское молоко» планировало выпускать под брендом Minecraft детские напитки из сока с сывороткой, но не смогло этого сделать «в силу различных обстоятельств».
Собеседник РБК также рассказал, что в 2016 году компания Baker McKenzie от имени Microsoft выходила на связь с просьбой уступить торговый знак. Тогда «Коломенское молоко» снова предложило работать по франшизе, но Microsoft это не устроило.
В октябре 2020 года корпорация решила прибегнуть к судебной защите. Она вместе с "дочкой" Mojang Synergies AB обратились в Суд по интеллектуальным правам с иском к «Сити». Компании потребовали досрочно прекратить правовую охрану товарного знака Minecraft в отношении товаров 25-го класса (одежда, обувь, головные уборы) и услуг 41-го класса (в том числе, издание книг, публикация информации в сфере развлечений и отдыха).
Два заседания
Предварительное заседание прошло 23 ноября. От истцов на него пришел юрист московского офиса Baker McKenzie Юрий Яхин. И «Сити», и Роспатент, участвующий в деле в качестве третьего лица, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. «В своем отзыве на иск ответчик подтверждает, что ему принадлежит спорный знак, но из-за ситуации на рынке было принято решение не выпускать маркированную им продукцию», - огласила суть позиции компании судья Юлия Борисова.
То есть, «Сити» признала факт неиспользования товарного знака в отсутствие на то объективных причин, отметил Яхин. Таким образом, истцам остается доказать только свою заинтересованность, добавил он, попросив приобщить к материалам дела соответствующие документы. Борисова ходатайство удовлетворила и назначила заседание по существу на 18 декабря.
На него вновь явился только представитель от двух истцов - Яхин. Он озвучил основные доказательства заинтересованности истцов в оспариваемом товарном знаке. По его словам, после покупки разработчика Mojang Synergies AB корпорация Microsoft получила ряд исключительных прав на объекты, имеющих отношение к Minecraft.
Эта игра стала очень популярной, обратил внимание Яхин: «Только в России насчитывается около 2 млн пользователей. Известность также подтверждается материалами социологического опроса». Таким образом, заявители заинтересованы в ее продвижении, подчеркнул он.
Подвигать игру можно, в том числе, с помощью продажи брендированных предметов гардероба («мерча»), которые относятся к 25 классу. В июне 2020 года Microsoft попыталась зарегистрировать российский товарный знак в отношении таких товаров, а также услуг 41-го класса, но это оказалось невозможным, потому что корпорацию опередило «Сити», рассказал Яхин.
Сейчас на сайте Microsoft.com в разделе Minecraft есть одежда, но без соответствующего обозначения, поскольку компания пока не может его использовать для поставляемых в Россию товаров, продолжил юрист. По его словам, есть также маркированная одежда Minecraft, которая готова к продаже в «Детском мире», но пока не может быть выставлена в магазине. Mojang Synergies AB же через свои сайты Minecraft.net и Minecraftshop.com продает брендированную одежду, но делает это за рубежом.
На этих же сайтах компания, по словам Яшина, публикует различные материалы с обозначением Minecraft. Речь идет о новостях, информации об отдыхе, развлечениях - все это относится к услугам 41-го класса, привел еще один аргумент в пользу заинтересованности юрист. «Помимо этого, Mojang Synergies AB через Amazon.com продает так называемые официальные книги Minecraft - как аудио, так и печатные версии», - обратил внимание суда Яхин. Маркетплейс доставляет товары и в Россию, так что у покупателей книг могут возникнуть трудности, например, при таможенном оформлении.
«Таким образом, наличие товарного знака препятствует заявителям самостоятельно использование обозначение Minecraft для товаров 25-го класса и услуг 41-го класса, регистрации на свое имя соответствующих товаров, а также их реализации в России», - резюмировал представитель истцов.
Тройка судей в составе Юлии Борисовой, Никиты Погадаева и Романа Силаева ненадолго удалилась в совещательную комнату. По возвращению Борисова огласила: исковые требования удовлетворить, досрочно прекратить охрану товарного знака Minecraft в отношении товаров 25 класса и услуг 41 класса (дело № СИП-853/2020).
Эксперты о деле
Сама регистрация ООО «Сити» товарного знака Minecraft прошла с нарушением, потому что слово Minecraft тождественно названию известной компьютерной игры, которая пользуется большой популярностью, в том числе в России.
Поскольку исключительные права на название игры и программу для ЭВМ Minecraft принадлежат Mojang Synergies AB, у нее были все основания оспорить регистрацию товарного знака в Роспатенте, добавляет юрист, автор телеграм-канала про интеллектуальную собственность Анастасия Сковпень.
В частности, эти аргументы компания уже использовала в 2016 году, оспаривая регистрацию товарного знака Minecraft Владиславом Кукушкиным. Тогда Палата по патентным спорам удовлетворила возражение Mojang Synergies AB и признала недействительной правовую охрану знака в отношении товаров 3, 24 и 30 классов (решение № 2016В01636).
В случае с ООО «Сити» срок на оспаривание в Роспатенте - пять лет с момента публикации сведений о регистрации товарного знака - прошел еще в 2019 году. Вероятнее всего, по этой причине Microsoft и Mojang Synergies AB решили требовать именно досрочного прекращения на основании неиспользования, поясняет Сковпень.