Сергей Котов, судья Лыткаринского городского суда Московской области, рассматривал уголовное дело № 1-1/2021 о незаконном обороте наркотиков и оружия. Приговор по этому делу должен был состояться в начале января 2021 года.
Незадолго до этого Ирина Кувакина, адвокат одного из подсудимых, попросила, чтобы Котов признал недопустимыми доказательствами протоколы допроса, прекратил производство по некоторым эпизодам дела и назначил подсудимым минимально возможное наказание – такова версия следствия. Котов, как считают в СКР, согласился с предложением и оценил свою «помощь» в 13 млн руб.
Кувакину задержали сотрудники ФСБ, когда она получила деньги от Коваленко – женщины, связанной с фигурантами уголовного дела. Адвокат заключила сделку со следствием и согласилась помочь сотрудникам УФСБ по Москве и Московской области задержать судью. На встречу с Котовым 11 января она пришла с записывающими устройствами и под присмотром чекистов.
Сначала Котов и Кувакина разговаривали в кабинете, где судья, как утверждает следствие, подтвердил, что исполнит свою часть сделки. После этого защитник ушла в машину за деньгами, а судья ждал ее на входе. Когда Кувакина вернулась, они с Котовым зашли в туалет на первом этаже здания суда, закрыли дверь, и там произошла передача денег. Сразу после этого судью задержали сотрудники УФСБ.
Сделка
Спустя несколько месяцев после этого случая председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин подал в ВККС представление о даче согласия на возбуждение в отношении судьи уголовного дела по ч. 6 ст. 290 Уголовного кодекса (получение особо крупной взятки).
На заседании Высшей квалифколлегии представление СКР поддержала представитель Наталья Карпова. Она подтвердила факт передачи взятки и сообщила подробнее об обстоятельствах произошедшего.
По словам Карповой, утром 11 января Котов и Кувакина встретились в кабинете судьи и в течение 30 минут обсуждали дальнейшую перспективу вынесения приговора. «Котов самостоятельно, без наводящих вопросов озвучил все действия, которые он предпримет за полученные деньги», – рассказала она. А при передаче денег судья и адвокат «обменялись любезностями». «Все оперативные мероприятия были зафиксированы на видео», – заверила представитель Бастрыкина.
Подозрительный адвокат
Сергей Котов лично пришел на заседание ВККС и заявил, что никакой взятки не брал и денег у Кувакиной не требовал.
Он рассказал, что судебное следствие по тому уголовному делу уже было завершено, а приговор должен был состояться 23 декабря. Но приставы не привезли подсудимых в суд, поэтому заседание Котов отложил. Судья подчеркнул, что уже к 23 декабря он подготовил проект приговора. По его мнению, это опровергает все доводы следствия о том, что он получил деньги за смягчение наказания подсудимым.
Рассказал судья и свою версию событий 11 января. По словам Котова, утром в тот день адвокат пришла в суд и начала искать его, спросив в том числе у помощника. Тот якобы заявил, что судья общается с представителями только в рамках процесса. Но адвокат все равно зашла в кабинет судьи. «Выгонять я ее не стал, решил, что выслушаю ее, чтобы она ушла», – рассказал Котов. По версии судьи, Кувакина лишь поинтересовалась у него о том, какая существует практика по назначению наказания в подобных делах. «Я без всякого умысла озвучил ей практику по делам», – заверил судья.
Она еще сказала: «Вы не забудьте еще смягчающие обстоятельства». Я ответил: «Ну как же я забуду».
После этого адвокат сказала: «Я пойду в машину». Но перед этим подошла к сейфу, который находился в кабинете, и уточнила: «А как приставы?» А потом ушла. Судья заверил, что встреча длилась не 30 минут, как утверждает следствие, а значительно меньше.
«Я без всяких мыслей вышел к туалету на первом этаже покурить, спокойно пошел в курилку, – продолжил Котов свой рассказ. – Адвокат вернулась с пакетом и нырнула в туалет. Оп – и дверь закрыла. Все произошло очень быстро, но я успел закурить. Она мне – пакет. Вот так прямо, в руки. В мелких купюрах. Я – секунд 15–20 в шоке. Сразу положил пакет на подоконник и вышел из туалета, чтобы сообщить председателю. Меня догнали сотрудники ФСБ, сказали: вам была дана взятка, вернемся в туалет».
Судья назвал действия Кувакиной провокационными. «Она оговорила меня с целью прикрыть собственные мошеннические действия при задержании ее сотрудниками ФСБ», – заявил Котов.
«Конечно, надо было каким-то образом это пресечь. <...> Я виноват только лишь в том, что нарушил кодекс этики. Я в шоковом состоянии, чтобы так, на старости лет, все это произошло».
«Вилами по воде писано»
Адвокат судьи Тимур Ефременко обратил внимание на допрос Коваленко, согласно которому Кувакина вымогала у нее деньги не только на передачу денег Котову, но и для взятки прокурору. Она пыталась обогатиться, считает адвокат. «Доводы следствия подтверждаются только показаниями Кувакиной, она оговорила судью, чтобы смягчить свою вину. Все деньги она хотела забрать себе, что подтверждает Коваленко. Почему следствие не проверило показания Кувакиной, непонятно. Суммы нигде не фигурируют. Даже в ее показаниях говорится, что это она придумала эту сумму – не Сергей Владимирович», – подчеркнул защитник.
По словам Ефременко, в материалах дела отсутствует самый важный документ – постановление о проведении оперативно-разыскных мероприятий. «Все действия сотрудников УФСБ противозаконны», – заявил адвокат. Нет в деле и определения Московского областного суда, чье согласие необходимо для проведения подобных мероприятий. «Просто какие-то сотрудники ФСБ решили получить лишнюю звездочку и поверили оговору, не проверив», – сказал адвокат.
«Дело вилами по воде писано. Ни одна стенограмма не содержит, что Котов что-то требовал», – поддержала коллегу второй адвокат Елена Лихотникова.
«Ну, так получилось»
Члены ВККС поинтересовались у Котова, не считает ли он, что его преследование каким-либо образом связано с профессиональной деятельностью или позицией по одному из рассмотренных дел.
– Я всегда корректно работал с прокуратурой, и у меня не было оснований полагать, что от меня хотят избавиться, – заявил судья.
– Считаете ли вы, что это ходатайство является попыткой оказать на вас давление? – уточнили у него.
– Я давал очень серьезные наказания, может, как-то связано с этим. Здесь, наверное, связано все-таки с мошенническими действиями Кувакиной. Какие-то цели у нее все-таки были.
В ВККС обратили внимание на объяснения председателя суда, который заявлял, что Котов еще 28 декабря хотел написать ему рапорт о предполагаемой взятке, но не сделал этого. «Когда Кувакина пыталась меня найти, у меня возникло подозрение. Она вела себя странно. Забегался, не успел рапорт отдать», – объяснил Котов.
В конце заседания представитель СКР Дмитрий Куприянов подчеркнул, что уголовное дело нужно для сбора доказательств и правильной квалификации действий судьи. Он попросил удовлетворить представление Бастрыкина. Судья и его адвокаты еще раз высказались против этого.
«Умысла на получение взятки у меня не было, никогда взяток не брал, работал честно и добросовестно. Ну, так получилось. У меня все».
«Если бы ее [Кувакину] не задержали, эти денежные средства не увидел бы ни Котов, ни следователи, ни сотрудники ФСБ», – заявила адвокат Лихотникова. По ее мнению, показания Кувакиной – это «оговор, направленный не только против Котова, но против всей судебной системы».
Заслушав мнения сторон, ВККС недолго посовещалась и решила удовлетворить ходатайство Бастрыкина. В отношении Котова возбудят уголовное дело, по которому ему грозит до 15 лет лишения свободы.