29 июня Пленум Верховного Суда скорректировал шесть своих постановлений. Основные изменения — в наших карточках.
Эксперт не может оценивать достоверность чьих-либо показаний. Это делают прокурор, следователь, дознаватель или суд.
Когда обвиняемый ходатайствует о вынесении приговора в особом порядке, он соглашается с обвинением. Под таким обвинением нужно понимать фактические обстоятельства, форму вины, мотивы, юридическую оценку деяния, его характер и размер причиненного вреда, объяснил ВС.
Если подсудимый раньше оспаривал обвинение или отказывался давать показания, суду нужно уточнить его позицию и убедиться в том, что человек действительно согласен с обвинением.
Если прокурор, частный обвинитель или потерпевший не хотят рассматривать дело в особом порядке, суд проводит разбирательство в общем порядке. Достаточно несогласия любого из этих лиц, напоминает ВС.
Когда суд переходит к общему порядку разбирательства, он должен обеспечить сторонам возможность подготовиться к этому. В зависимости от их желания можно объявить перерыв или отложить заседание.
Особый порядок — не повод игнорировать гражданский иск. Суд должен его рассмотреть. Например, иск можно удовлетворить, если требования вытекают из обвинения, с которым подсудимый согласился. Конечно, в том случае, если приговор обвинительный.
При повторном рассмотрении дела суд не может назначить наказание строже изначального, если вышестоящая инстанция отменила приговор по основаниям, не связанным с ухудшением положения осужденного. Это правило работает и тогда, когда новое рассмотрение проводится в общем порядке.
В досудебном соглашении о сотрудничестве могут быть указаны не все преступления, в которых обвиняется подсудимый. На этом основании дело нельзя вернуть прокурору, если человек согласился с обвинением в полном объеме.
В кассацию может обратиться Уполномоченный по правам человека в РФ. Он подает не жалобу, а ходатайство, которое рассматривается так же, как и жалобы.
А еще подать представление может специализированный прокурор (например, транспортный). Но только по тем делам, которые подпадают под его компетенцию.
Кассация может лишь улучшать положение осужденного. Если есть основания для ужесточения наказания или осуждения за более тяжкое преступление, дело нужно возвращать в нижестоящие инстанции или прокурору.
Если преступник смог тайно похитить деньги с банковского счета или электронные деньги потому, что у него был доступ к конфиденциальной информации владельца, это нужно квалифицировать как кражу (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК).
Кража с банковского счета и кража электронных денег считается оконченной с момента, когда деньги «ушли» со счета.
А местом окончания такой кражи будет то место, где находится подразделение организации, в которой открывался счет или велся учет украденных денег. Такое же правило действует и при определении места окончания мошенничества с безналичными деньгами.