ПРАВО.ru
Практика
6 мая 2022, 11:09

ВС объяснил правила выплаты компенсации морального вреда

ВС объяснил правила выплаты компенсации морального вреда
Ребенок умер в больнице, а его родители обвинили в этом врачей. Но экспертиза показала, что прямой связи между действиями медработников и смертью ребенка нет. В возбуждении уголовного дела отказали. Тогда семья обратилась в суд, чтобы взыскать с медучреждения компенсацию за моральный вред. Врачи признали ошибки, но выплачивать деньги отказались. Они утверждали, что ребенок серьезно болел и они не могли ничего сделать. ВС решил по-другому.

Шестимесячная дочь Владислава и Анастасии Шириных* попала в Тихорецкую центральную районную больницу. Сперва ее положили в инфекционное отделение, а потом перевели в реанимацию. Но все усилия врачей оказались напрасными, и девочка умерла. 

Родители посчитали, что в смерти ребенка виноваты медработники, поэтому обратились в СКР. Здесь назначили экспертизу, которую провело «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Минздрава Краснодарского края. Результаты показали, что сотрудники больницы действительно допустили ошибки в лечении: поздно поставили диагноз, а при ухудшении состояния девочку не осмотрел реаниматолог, хотя должен был. 

Из-за допущенных врачами ошибок здоровье ребенка ухудшилось. Но прямой связи между смертью девочки и действиями врачей нет, решили эксперты. У ребенка была тяжелая болезнь, смертность от которой достигает 90%. По просьбе родителей умершей девочки экспертизу провели специалисты из «АльфаСтрахование-ОМС» и пришли к такому же выводу. Потому в возбуждении уголовного дела против сотрудников больницы Шириным отказали.

Случай смерти ребенка рассмотрела комиссия врачей Тихорецкой центральной райбольницы. Педиатрам, анестезиологам и реаниматологам, которые допустили ошибки в лечении, сделали выговоры и замечания. Комиссия отметила, что врачи недооценили тяжесть состояния девочки. Но Ширины решили, что этого недостаточно, и обратились в суд.

Врачи не виноваты 

В Тихорецкий горсуд Краснодарского края Ширины обратились с иском к Тихорецкой центральной райбольнице и Министерству здравоохранения Краснодарского края. Супруги просили взыскать солидарно с ответчиков 2 млн руб. компенсации морального вреда (дело № 2-1365/2018). 

Заявители настаивали, что ошибки врачей привели к смерти их дочери. Из-за этого они лишились права на материнство и отцовство, а также испытали нравственные страдания. Но суд опирался на выводы экспертиз, которые показали, что связи между врачебными ошибками и смертью девочки нет. Поэтому в выплате денег отказал.

Истцы обжаловали это решение в Краснодарском краевом суде (дело № 33-23/2020) и попросили провести новую экспертизу. Истцы говорили, что медработники Тихорецкой центральной райбольницы нарушили ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» во время лечения их дочери. По мнению Шириных, врачи не придерживались порядка и стандарта оказания медпомощи. 

Повторную экспертизу поручили «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Ростовской области, но специалисты нарушений закона не увидели. Они не согласились с выводами ранее проведенных исследований, но все же нашли одну ошибку в работе врачей Тихорецкой центральной райбольницы — неправильное оформление медкарты. Тем не менее судья Игорь Тарасенко тоже отказал Шириным в выплате моральной компенсации. 

Родители умершей девочки с этим не согласились и пошли в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, который согласился с выводами нижестоящих инстанций. Тогда Ширины подали жалобу в ВС.

ВС встал на сторону родителей 

В Верховном суде тройка судей под председательством Людмилы Пчелинцевой указала, что взыскать моральную компенсацию можно и при отсутствии прямой связи между ошибками врачей Тихорецкой центральной райбольницы и смертью девочки. Проведенные судебно-медицинские экспертизы установили, что просчеты медиков привели к ухудшению здоровья ребенка. Из-за этого родители испытали нравственные страдания. Этого факта достаточно, чтобы выплатить истцам деньги (ст. 151 ГК «Компенсация морального вреда»). 

Врачей Тихорецкой центральной райбольницы привлекли к дисциплинарной ответственности за ошибки в лечении и недооценку степени тяжести состояния ребенка, но суды это не учли. Медработники нарушили ч. 2 и ч. 5 ст. 70 ФЗ от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и больница, согласно ст. 1068 ГК, должна возместить вред. 

ВС указал, что нижестоящие инстанции нарушили процессуальные нормы. В решениях они опирались лишь на заключение эксперта, а этого делать нельзя (ч. 3 с. 86 ГПК). Заключение специалиста — только одно из доказательств, а нужно оценивать все в совокупности (ст. 67 ГПК). Суды не обратили внимание, что выводы третьей экспертизы не соответствуют результатам первых двух, и в этом нужно было разобраться. Стоило допросить экспертов или назначить повторное исследование. 

Суды не оценили степень нравственных страданий родителей, а обратили внимание лишь на то, что между ошибками врачей и смертью ребенка не было прямой связи. Но для разрешения дела этого недостаточно. ВС отменил акты нижестоящих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение в Тихорецкий горсуд Краснодарского края (дело № 2-571/2022). Следующее судебное заседание пройдет 19 мая. 

Юрист адвокатского бюро A-PRO A-PRO Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Уголовное право группа Банкротство (споры high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Экологическое право Марина Кельбах считает решение ВС обоснованным. Она отмечает, что прямую зависимость ошибок врачей и смерти ребенка нужно доказывать только в уголовном деле. А так как родители просили в суде компенсацию морального вреда, то достаточно того, что они испытали нравственные страдания. 

Решение ВС имеет большое значение для судебной практики и однозначно будет использоваться судами, ведь количество подобных дел увеличивается с каждым годом.

Марина Кельбах

* Имя и фамилия изменены редакцией.