Доставка почтовой корреспонденции регулируется двумя основными актами:
- Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 устанавливает общие правила оказания почтовых услуг, которые должны соблюдать все пользователи и операторы почтовой связи.
- Приказ ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п устанавливает дополнительные требования к приему и вручению почтовых отправлений для «Почты России».
Почтовые операторы часто их нарушают. К самым распространенным нарушениям эксперты относят следующее.
Нарушение сроков хранения корреспонденции
Письменная корреспонденция хранится 30 дней, иные отправления, например большие посылки, — 15 дней, а письма с пометками «судебное» и «административное» — 7 дней. Отсчет начинается со следующего рабочего дня после поступления письма в место вручения.
Срок хранения судебных отправлений считают по особым правилам: не учитывают дни поступления и возврата, нерабочие и праздничные дни.
Особенно часто почтовые службы допускают ошибки при исчислении срока, если период хранения пришелся на праздники, отмечает Ольга Дученко, адвокат АБ
Например, в деле № А23-10918/2021 АС Калужской области оштрафовал «Почту России» на 30 000 руб. по ч. 3 ст. 14.1 КоАП за то, что оператор вернул заказную бандероль разряда «судебное» на один день раньше семидневного срока. Почта не учла день поступления и возврата отправления, а также нерабочий праздничный день, установил суд.
Нарушение сроков хранения писем может привести к тому, что получатель будет считаться неуведомленным о тех или иных обстоятельствах, о которых говорилось в письме. Например, АС Северо-Западного округа в своем постановлении от 16 февраля 2018 года по делу № А56-43367/2017 отменил решение первой инстанции, так как отделение почтовой связи возвратило отправителю уведомление суда о начавшемся судебном процессе на день раньше истечения срока хранения судебных извещений.
Если ответчик не смог получить извещение из-за того, что служба нарушила правила оказания услуг почтовой связи, то он не может считаться надлежаще уведомленным о времени и месте судебного заседания, решила кассация.
Нарушение порядка вручения отправлений
Иногда почтовые операторы вручают письма или извещения неустановленным лицам. Например, компания снимает офис в бизнес-центре, и почтальон оставляет корреспонденцию на посту охраны или ресепшене, отмечая факт вручения. В организации могут и не узнать, что должны получить письмо, если охранники ей не сообщат, рассказывает Елена Легашова, управляющий партнер АБ «Юсланд»
Дученко отмечает, что доказать подобные ошибки сложно, так как практика, как правило, складывается не в пользу адресата. Суды указывают либо на отсутствие доказательств ненадлежащего исполнения обязательств почтовой организацией (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2021 года по делу № А33-24716/2020), либо на то, что полномочия на получение корреспонденции явствовали из обстановки, а подпись на уведомлении о вручении — достаточное доказательство передачи отправления надлежащему лицу (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2022 года по делу № А45-14818/2021).
Но при этом суды проверяют время вручения писем. Работники почтовых служб не должны пытаться вручить корреспонденцию в нерабочие и праздничные дни, когда ни исполнительный орган, ни иной представитель юрлица не обязаны находиться по адресу госрегистрации компании, объясняет Азат Ахметов, советник Такое извещение не будет считаться надлежащим (постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 мая 2021 года по делу № А40-9047/2020).
Кроме того, согласно п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи почтальоны обязаны опускать извещения о корреспонденции в абонентский ящик адресата. Если его нет, представителей приходится искать. Например, в деле № А40-231307/2020 продавцы направили в адрес общества нотариально удостоверенные оферты. «Почта России» утверждала, что ее сотрудники оставили извещение об отправлении в почтовом ящике компании на посту охраны. Но участники общества настаивали, что извещение организации не передавалось, так как у нее нет абонентского ящика. В итоге Верховный суд решил, что именно организация должна отвечать за неполучение корреспонденции, так как она была обязана установить почтовый ящик.
Неверный адрес или имя получателя
Дмитрий Урякин, юрист , рассказывает, что встречал случаи, когда сотрудники почты указывали неверный адрес и индекс адресата, имя или наименование адресата.
Суды, оценивая такие ошибки, определяют, получил ли письмо адресат, поясняет эксперт.
Если письмо было вручено получателю, правовые последствия для него наступили. Если нет, то отвечать за ошибку будет отправитель.
Иногда система почтовой службы позволяет оператору внести только наименование получателя, а адрес появляется автоматически, указывает Наталья Чебакова, юрист КА Но зачастую он не соответствует официальному местонахождению получателя, которое может указываться, например, на его сайте, делится эксперт.
Чебакова советует внимательно проверять почтовую квитанцию сразу после выдачи. Если есть ошибка, можно попросить сотрудников почты поменять квитанцию или исправить ее вручную с описью и печатью оператора и с указанием «Исправленному верить», говорит юрист.
На квитанции, как правило, не указывается информация об адресанте, но проверить его данные можно в отчете об отслеживании отправления, отмечает Чебакова.
Проблемы с описями
Сотрудники почтовых служб зачастую не проверяют вложения к письму и не сверяют их с описью, штампуя бумаги формально. В результате недобросовестные отправители вместо, например, пяти документов могут направить лишь два или вовсе положить в конверт пустые листы, указывает Урякин.
В таких ситуациях почти невозможно доказать, что оппонент повел себя недобросовестно, так как оттиск штемпеля сотрудника почты на описи свидетельствует, что он проверил и подтвердил соответствие вложенных бумаг описи вложения, говорит Михаил Ляпин, адвокат
Иногда от оппонента можно получить пачку чистых листов в конверте с описью важных доказательств. Но почти невозможно убедить судью, что вам не направляли эти документы. Ведь письмо фактически получено: вот конверт, вот опись, а вложения вы сами недобросовестно прячете.
Чистые листы вместо юридически значимых сообщений получала и Дученко. В этой ситуации эксперт обратилась к нотариусу, чтобы составить протокол осмотра содержимого конверта.
К сожалению, суды, как правило, считают, что сотрудники почты не обязаны проверять содержание отправления, а должны установить лишь титульное соответствие наименования документа с описью.
А там, где принципиально важно зафиксировать факт передачи определенных документов, отправители зачастую составляют опись так, что из нее невозможно понять реальное содержимое письма, отмечает Ляпин.
Об ошибке оператора прежде всего необходимо сообщить самой почтовой службе. Например, действия «Почты России» можно обжаловать на ее официальном сайте. Если оператор не выполнит требования в течение тридцати дней, можно обратиться в суд с иском об устранении нарушений и возмещении ущерба (ст. 37 Федерального закона «О почтовой связи»).
Оператора могут привлечь к ответственности по ст. 13.26 КоАП («Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений»). Она предусматривает штраф для юрлиц до 10 000 руб. Например, в деле № А40-88306/2015 суды оставили в силе постановления Даниловского ОСП УФССП России, по которому приставы оштрафовали «Почту России» на 5000 руб. за возврат судебного письма на день позже семидневного срока.
Пожаловаться на почту можно и в Роскомнадзор. Оператора могут привлечь к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП за нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией (штраф до 40 000 руб.) Можно обратиться в Роспотребнадзор, если почтовые операторы нарушают закон «О защите прав потребителей» (например, см. решение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 30 августа 2021 года по делу № 2-1053/2021).
Впрочем, в последние годы почтовые операторы, в числе которых «Почта России», стали работать лучше, отмечают эксперты.
В нашей практике и практике наших клиентов в последнее время не было особых сбоев в работе почтовых сервисов. Как коммерческие, так и государственные службы, включая «Почту России», работают слаженно, оперативно и четко.
Неправильный адрес
При отправке письма обязательно нужно сверять адрес получателя с данными ЕГРЮЛ, ведь местонахождение может измениться, говорит Дученко. Особенно это важно, когда нужно доказать соблюдение претензионного порядка. Если суд обнаружит, что письмо направлено не туда, то может оставить иск без движения, а затем вернуть его, поясняет эксперт.
Например, 9-й ААС в своем постановлении от 7 октября 2020 года по делу № А40-26069/2020 признал недействительным решение департамента городского имущества Москвы, что компания утратила преимущественное право выкупа помещения, так как чиновники направили предложение о купле-продаже не туда.
При этом ВС считает, что если лицо фактически получило извещение по другому адресу и имело возможность ознакомиться с его содержанием, то этот довод нельзя использовать как доказательство ненадлежащего уведомления (п. 63 Постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25).
Еще письма часто отправляют по адресу адвоката или иного уполномоченного представителя стороны, отмечает Легашова. Но если у него нет доверенности на получение почты, то он не сможет ее забрать, предостерегает эксперт.
В случае отправки письма представителю его доверитель может настаивать, что письмо было направлено неверному адресату, но суды обычно считают, что это правомерно, предупреждает Чебакова.
Отправка не всех документов
По словам Дученко, отправители зачастую намеренно не отправляют адресату все необходимые документы. Тогда суд может принять в качестве доказательства нарушения вес письма (например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2021 по делу № А73-4910/2020).
Содержимое почтового отправления лучше проверять в почтовом отделении, советует Чебакова. В таком случае сотрудники почты смогут составить акт вскрытия конверта. Это поможет, если содержимое письма не соответствует описи.
Алина Хамматова, руководитель проектов АБ , рекомендует воспользоваться услугами нотариуса, который тоже может составить опись содержимого конверта при его вскрытии. Если письмо открыли в офисе, то акт можно составить с участием коллег, ведь установленного образца нет, но оценка подобного доказательства остается на усмотрение суда, говорит Легашова.
В моей практике был случай, когда оппонент буквально воровал почтовые отправления и уведомления из почтового ящика доверителя, имитируя надлежащее уведомление и скрывая факт спора. Бывало, что отправляли пустой конверт без вложений или с пустыми листами. Бороться с этим сложно, но можно.
Стороны также часто направляют своим оппонентам не те бумаги, которые ушли в суд. Например, контрагенту ушли подделки, а в суд подлинники. Поэтому Виктория Соколова, адвокат Амулекс, советует проверять содержание отправлений оппонента в материалах дела.
Ошибка в форме и способе оправления
В законе или договоре может быть указано, что письма или извещения должны быть направлены определенным способом. Например, ст. 113 ГПК предусматривает, что лица, участвующие в деле, свидетели, эксперты, специалисты и переводчики вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, который может обеспечить фиксацию вызова и его вручение адресату.
Согласно ст. 80 НК налоговая декларация также направляется в налоговую заказным письмом с описью вложения. Николай Титов, соучредитель ЮК , поясняет: несоблюдение способа отправки декларации может привести к тому, что налоговая не сможет получить такой документ и будет считать декларацию непредставленной. Суды, скорее всего, признают действия ФНС обоснованными, отмечает эксперт.
Требования к форме и способу отправки письма могут быть установлены и в соглашении сторон. Например, стороны могут запретить переписку по электронной почте или указать, что претензии необходимо отправлять только заказным письмом с уведомлением о вручении. Но, как правило, суды не считают нарушения формы и способа отправления существенными, если отправитель докажет получение письма, говорит Хамматова.
Затягивание процесса
Эксперты указывают, что почта нередко используется и в целях затягивания процесса.
Документы часто направляются буквально за день до судебного заседания, что, безусловно, затягивает процесс, поскольку заседание приходится откладывать.
Никто не может запретить стороне подать процессуальный документ, например апелляционную жалобу, в последний день процессуального срока, отмечает Ляпин. Это письмо может идти до суда от пары дней до нескольких недель, а потом потребуется время его на регистрацию. И в итоге суд назначит дело к рассмотрению позже, чем мог бы, а дело затянется еще на недели или месяцы, говорит юрист.
Еще документы часто подают без приложений, рассказывает Юрий Воробьев, партнер В таких случаях суд оставляет иск или жалобу без движения и дело «замораживается» на месяц-два, делится эксперт.
Иногда документы отправляют таким образом, чтобы ко дню заседания оппоненты не успели получить письма, рассказывает Геннадий Захаров, начальник корпоративно-правового отдела MGP Lawyers Суд вынуждают объявлять перерыв или откладывать судебное заседание, чтобы у другой стороны была возможность представить свою позицию, поясняет эксперт.
Кроме того, стороны иногда специально отправляют письма издалека. По словам Чебаковой, можно встретить случаи отправки документов, например, из Хабаровска в Москву, когда само лицо находится в Москве. В результате письма идут дольше, что увеличивает срок судебного разбирательства. Чебакова советует проверять адрес оппонента и обращать внимание суда на недобросовестные действия.
Денис Быканов, партнер MGP Lawyers, отмечает, что правила отправки корреспонденции нарушают и работники судов. Например, Верховный суд в определении от 10 октября 2019 года по делу № А40-238644/2018 отменил акты нижестоящих инстанций, так как АС города Москвы не направил ответчику извещение о начале судебного процесса.
В арбитражных судах такое редкость, так как ст. 123 АПК требует уведомить стороны о начавшемся судебном процессе только один раз. А вот в судах общей юрисдикции отмена решений из-за ошибок почтовой связи встречается чаще, говорит Быканов. Согласно ст. 113 ГПК суд извещает стороны о времени и месте каждого судебного заседания. Уведомлять о заседании должны и суды апелляции и кассации. Нарушение этой обязанности может привести к отмене судебного акта. Так ВС в определении от 29 мая 2018 года по делу № 18-КГ18-74 отменил апелляционное определение, так как Краснодарский краевой суд не известил участников процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
По словам Быканова, махинаций с корреспонденцией стало значительно меньше после того, как ввели электронную регистрацию почтовых отправлений.
Манипуляции с отправлениями сейчас чаще связаны с попытками представить в суд поддельную почтовую квитанцию или документ малоизвестной курьерской службы, чтобы восстановить пропущенный срок для оспаривания судебного акта. Но это довольно редко приводит к успеху.