9 июня Государственная дума в первом чтении рассмотрела и приняла законопроект, в котором собрали все предложенные правительством к моменту его внесения меры для противостояния санкционному кризису. Ряд депутатов раскритиковал фрагментарность инициативы и отсутствие у законопроекта единой концепции, но большинство поддержало его в первом чтении. Председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров предложил ко второму чтению внести в законопроект все инициативы, которые могут понадобиться в период между сессиями Госдумы, когда принять их оперативно будет нельзя.
Новелла освобождает физических лиц на 2022–2023 годы от НДФЛ при продаже золотых слитков. Таким образом правительство хочет повысить привлекательность инвестиций в драгоценные металлы как альтернативу сбережениям в валюте.
От НДФЛ в течение года будут освобождены «вынужденные» доходы, то есть доходы по сделкам, которые призваны вывести компании из-под санкций. При продаже акций подпавших под санкции организаций будет достаточно владеть ими в течение года, чтобы не платить НДФЛ, а не пять лет, согласно общему правилу. «Видимо, государство стремится не допустить вывоза золотых запасов из страны и побудить граждан продавать их внутри», — предполагает независимый налоговый консультант Владимир Глазистов. Так как основными покупателями в таком случае будут банки, это должно помочь стабилизировать финансовую систему.
Законодатель дает гражданам возможность уйти от неблагоприятных экономических последствий санкций, не теряя при этом на налогах. Но это плохо согласуется с тем, что за «признание» санкций (например, за отказ работать с предприятиями, подпавшими под санкции) предусмотрена ответственность вплоть до уголовной, полагает Глазистов. Без полноценных разъяснений такие противоречивые сигналы могут вводить бизнесменов в замешательство и давать недобросовестным чиновникам рычаги давления на них, отмечает эксперт.
Эти меры будут способствовать привлечению в экономику дополнительных инвестиций и помогут быстрее справиться с последствиями, полагает руководитель налоговой практики ЮК Андрей Криулин.
Для российских организаций, которые ведут деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, вводится льготная ставка налога на прибыль 3%, а также пониженные тарифы страховых взносов. «Цель этой льготы очевидна — развитие отечественной радиоэлектронной промышленности. Вопрос: почему только сейчас?!» — недоумевает Владимир Глазистов.
Бюджетную компенсацию за перенос или переустройство инженерных коммуникаций будут учитывать при расчете налоговой базы их владельцев по аналогии с учетом бюджетных субсидий. Это должно снизить налоговую нагрузку на них.
Фискальную нагрузку на российских владельцев иностранных облигаций тоже снизят. В 2022–2023 годах проценты по таким бумагам будут учитываться по мере их фактического поступления. Таким образом, до конца 2023 года российским держателям еврооблигаций не придется платить налоги на «виртуальную» прибыль, которую они не могут получить из-за санкций.
Ряд льгот предусмотрен для нефтегазовой отрасли. Предельные расходы для исчисления минимального налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья будут учитывать по-новому, а до 2040 года предоставят вычет по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) включительно при добыче многокомпонентной комплексной руды, содержащей молибден и медь, на территории Хакасии.
Также вводится НДПИ на новый вид ископаемого, а именно на щебень. Коэффициент налога для него составит 16,5.
Особенности определения количества нефтяного сырья, направленного на переработку, сможет определять уполномоченный орган. Дело в том, что срок действия предыдущих норм в этой сфере истекает в конце 2021 года.