Про подписание указа № 756 о введении военного положения на территориях ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областей Путин сообщил на заседании Совета безопасности. Он объяснил это тем, что «против территориальной целостности Российской Федерации применяется вооруженная сила». Позднее решение единогласно одобрил Совет Федерации. Одобрение верхней палаты парламента — обязательный шаг при принятии подобных указов.
Военное положение на присоединенных территориях действует с полуночи 20 октября.
Зонирование России
Другим своим указом № 757 Путин поделил страну на четыре зоны с разными действующими в них режимами. Помимо четырех регионов с военным положением, еще в восьми приграничных субъектах теперь действует «средний уровень реагирования». Еще 18 субъектов РФ, относящихся к Центральному и Южному федеральным округам, оказались на «уровне повышенной готовности», среди них Москва и область.
«Вводится система, принцип функционирования которой аналогичен принципам, существовавшим во время пандемии коронавируса, — комментирует старший юрист юридической фирмы Василий Хохлов. — Главы субъектов самостоятельно будут оценивать вызовы, с которыми сталкиваются, и максимально оперативно на них отвечать». Сходство поведения властей с коронавирусным кризисом отмечает и партнер Александр Ермоленко. По его мнению, это делается для того, чтобы не ограничивать себя рамками из законов, предусмотренных для чрезвычайных ситуаций.
Хохлов также подчеркивает, что действующее российское законодательство не дает никаких определений уровням реагирования при введении военного положения.
Для всех четырех режимов предусмотрено усиление охраны общественного порядка и критически важной инфраструктуры. Кроме того, вводится «особый режим работы некоторых объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики».
На желтом уровне повышенной готовности добавляются дополнительные возможные меры: ограничения на движение транспортных средств и их досмотр, а также контроль за инфраструктурными объектами, работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем. Все эти объекты могут быть использованы для нужд обороны.
Оранжевый средний уровень реагирования — и новые ограничения. В восьми субъектах могут ввести «временное отселение жителей в безопасные районы», ограничить въезд и выезд с территорий и передвижение по ним, а также предусмотреть ограничение свободы передвижения по территории субъекта.
Губернаторы различных регионов заявляют, что дополнительных ограничений для граждан пока не предусмотрено. В частности, с подобными заявлениями сразу после заседания Совбеза выступили руководители Курской, Ростовской, Калужской, Липецкой областей, Краснодарского края. «В настоящее время никаких мер, ограничивающих обычный ритм жизни Москвы, не вводится», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
Но президентский указ предусматривает, что ограничения могут ввести в любой момент — никаких юридических препятствий для этого нет.
Выселение, интернирование и национализация имущества
Красные территории — присоединенные субъекты РФ. Президентский указ о введении военного положения довольно скуп на перечень ограничительных мер, которые могут вводиться на этих территориях, отмечает адвокат, руководитель практики АБ Кирилл Коршунов. В нем лишь указано, что конкретный перечень мер определяется рядом государственных органов. Срок на разработку мер таких мер тоже обозначен в указе — всего три дня.
Но раз в этих регионах теперь действует полноценное военное положение, значит, на них распространяется Федеральный конституционный закон «О военном положении». В первую очередь ст. 7 этого закона, в которой прописаны применяемые на территориях с военным положением меры. Это все, что предусмотрено для территорий со «средним уровнем реагирования», а кроме того:
- Приостановление деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, а также запрет всякой деятельности, которая «подрывает оборону и безопасность РФ».
- Привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны и восстановления поврежденных обстрелами зданий. Порядок такого привлечения должно разработать правительство.
- Изъятие «необходимого для нужд обороны имущества» у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества.
- Запрет или ограничение выбора места пребывания либо места жительства.
- Запрет на митинги и другие публичные мероприятия.
- Запрет забастовок.
- Комендантский час.
- Возможность задерживать граждан на срок до 30 дней (в обычное время максимум — 48 часов).
- Военная цензура за почтовыми отправлениями и сообщениями в мессенджерах, телефонными разговорами. Создание органов цензуры.
- Интернирование, или изоляция, граждан иностранного государства, воюющего с Россией.
- Запрет или ограничение на выезд из РФ граждан территорий на военном положении.
- Отсутствие каких-либо выборов.
- Усиление режима секретности в органах власти.
«Для установления этих ограничительных мер необходимо, чтобы президент санкционировал их своим указом», — подчеркивает Коршунов.
По состоянию на 19 октября мы не можем сказать точно, какие меры из предусмотренных ФКЗ мер будут применяться на территориях четырех субъектов РФ.
Загадочные «иные меры»
Президентский указ опять содержит расплывчатые формулировки. «При необходимости в Российской Федерации в период действия военного положения могут применяться иные меры, предусмотренные Федеральным конституционным законом «О военном положении», — говорится в п. 3 документа.
«Эта туманная норма, конечно же, не дает никому права действовать на всей остальной территории РФ так, будто военное положение введено и там», — уверен Ермоленко. Военное положение, например в Курской области, должно объявляться «четко и недвусмысленно».
При этом ст. 8 ФКЗ «О военном положении» и так позволяет вводить «иные меры» в связи с военным положением и не только на территориях субъектов, где такое положение объявлено, но и по всей стране. В списке таких мер — ограничения на «осуществление экономической и финансовой деятельности», изменение порядка и условий процедур банкротства и режима трудовой деятельности. Также могут меняться «особенности налогового, таможенного и банковского регулирования». Но говорится ли в президентском указе именно об этой норме — неясно.
Ермоленко подчеркивает, что дополнительные ограничения должны вводиться федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. И поэтому, по мнению эксперта, мало что изменилось: такие законы и указы уже принимаются с февраля. Например, в июле был принят закон «о мобилизации экономики», а некоторые сделки должны получать одобрение от властей.
Для всей остальной территории России ничего не меняется. Могут быть новые нормативные ограничения, но они не будут для нас принципиально новыми: мы в этой реальности уже живем. Я бы сказал, что это просто юридическое оформление уже существующего режима.
Бизнес на военном положении
Для «настройки» новых режимов Путин создал координационный совет, который возглавил премьер Михаил Мишустин. Он уже объявил основные задачи, которые предстоит решить. Среди них:
- Быстрое наращивание военного производства с привлечением к этому процессу бизнеса.
- Поставка оборудования и техники для военных.
- Организация транспорта и строительных работ в военных целях.
- Обеспечение фронта лекарствами, экипировкой, снаряжением и другим необходимым.
При этом без успокаивающих заявлений не обошлось и в отношении бизнеса. Так, в московской мэрии заявили, что «на бизнес не будут возлагаться дополнительные расходы» в связи с введением дополнительных мер безопасности в Москве.
Но Хохлов подчеркивает, что президентский указ дает губернаторам регионов с новыми уровнями реагирования право проводить «мобилизационные мероприятия в сфере экономики». А в тех регионах, что далеки от линии фронта, их главы должны «реализовать меры для удовлетворения потребностей вооруженных сил».
Организации, находящиеся на территории, где введено военное положение, обязаны выполнять требования органов власти и оказывать им содействие, отмечает Андреева. «Компании будут обязаны предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности. Как и в случае с гражданами, государство должно будет впоследствии выплатить стоимость этого имущества», — продолжает эксперт. Также все организации будут обязаны выполнять заказы для нужд обороны в соответствии с заключенными договорами. А еще государство может изменить форму собственности любого предприятия, то есть фактически национализировать его, предупреждает юрист.
Первое заседание нового координационного совета под председательством Мишустина состоится в понедельник, 24 октября. Вероятно, тогда и станут известны первые подробности нового режима, в котором придется работать бизнесу.