ПРАВО.ru
Must-read
11 ноября 2022, 8:28

Платье-спрей и говорящие кроссовки: необычные изобретения из мира моды

Платье-спрей и говорящие кроссовки: необычные изобретения из мира моды
Платье, которое распылили на теле модели на одном из показов отгремевшей Парижской недели моды, произвело фурор среди зрителей. Фото и видео с мероприятия разлетелись по СМИ и соцсетям, хотя технологию ткани-спрея запатентовали еще девятнадцать лет назад. У многих fashion-индустрия ассоциируется только с эскизами, лекалами, фотосессиями и нарядами. Но мода уже давно пересекла и научную, и правовую плоскости. Причем не только в области авторского права, но и патентного. В нашем материале рассказываем о неординарных разработках в fashion-сфере и о том, какой способ защиты интеллектуальных прав для них можно выбрать.

Чтобы защитить свои разработки, дизайнеры и модельеры могут использовать инструменты патентного права. Например, часто одежду, обувь и украшения регистрируют как промышленный образец. Когда подают заявку на регистрацию дизайна как промобразца, эксперты патентного ведомства проверяют его новизну и оригинальность. Это снижает риски того, что на рынке появятся идентичные или похожие объекты. Кроме того, сведения о патенте публикуют в открытом доступе на сайте патентного ведомства. Благодаря этому, другие участники рынка узнают о существовании того или иного объекта, что поможет честно конкурировать. 

Спецоперация с интеллектуалкой: пиратство, судебное спокойствие и новые возможности

Дизайнерскую разработку можно запатентовать не только как промышленный образец, но и в качестве изобретения. Как отмечает патентовед Зуйков и партнеры Зуйков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) Профайл компании Людмила Лисовская в статье The Patent Lawyer, мало кто из fashion-экспертов учитывает нюансы законодательства. Если их авторский продукт имеет не только оригинальный внешний вид, но еще и технические функции, то это охраняемые признаки изобретений и полезных моделей. В конечном счете все продукты в мире моды весьма сложные объекты, и такие решения часто бывают на грани эстетического восприятия и технических функций. Поэтому патентный поверенный не всегда может легко определить объект для патентования и выбрать верную стратегию защиты.

Анна Лапшина, старший юрист практики IP и IT BIRCH LEGAL BIRCH LEGAL Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Энергетика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право группа Финансовое/Банковское право Профайл компании , отмечает, что правовую защиту в качестве изобретений и полезных моделей могут получить уникальные технические решения, которые разработали и применяют, например когда производят одежду и обувь. В России успешно патентовали такие изобретения, как ткань для защитной одежды, где использовали специальный тип плетения нитей (патент РФ № 96111933), и съемная подошва (патент РФ № 2064771). Тем не менее в подобных случаях речь идет не о правовой защите внешних форм и дизайна модели, а именно об отдельных технологиях, которые используются при производстве, обращает внимание эксперт.

Так как мир моды теперь тесно связан со сферой науки, защита интеллектуальных прав становится все актуальнее, хотя далеко не все патентуют дизайнерские технологии. Тем не менее создатели действительно уникальных продуктов получают патенты на изобретения. Дизайнеры вместе с учеными создают технологии, которые делают жизнь более комфортной, позволяют сэкономить деньги на приобретении одежды и защитить окружающую среду. Собрали для вас подборку необычных разработок из мира моды. 

1
Распыляемая ткань и платье-спрей

На осенней неделе моды в Париже прошел показ бренда Coperni. На подиум вышла модель Белла Хадид, и на ее тело распылили белую субстанцию, которая приняла форму тела. Команда бренда убрала лишние куски материала, сделала разрез на юбке, и в итоге на модели получилось элегантное платье. Для этого показа Coperni сотрудничал с испанским дизайнером и ученым Манелем Торресом и его командой из Лондонского инновационного центра биологических наук. Они и придумали такую технологию создания ткани.

Еще в прошлом веке Торрес хотел создать бесшовный и удобный материал будущего и проводил исследования в Имперском колледже Лондона. Над идеей он работал вместе с профессором факультета химического инжиниринга и химических технологий Полом Лакхэмом. 

В 2003 году Торрес и Лакхэм запатентовали non-woven fabric (от англ. — «нетканый материал») — метод создания ткани, которую образуют, распыляя волокна. В этом же году Торрес основал компанию Fabrican. Сначала она базировалась в Имперском колледже, затем ее расширили и релоцировали в центр биологических наук. Как указали на сайте компании, фирма сосредоточилась на научных исследованиях, чтобы вывести изобретение в новые сегменты рынка. Еще там отметили, что технологию распыления ткани можно использовать в разных индустриях: например, делать распыляемые платья, пластыри и салфетки. 

2
Зонт-поводок для животных

В 2005 году Ирина Жадан-Миллиган и Юрий Жадан запатентовали в США зонт-поводок для животных. Изобретение защищает питомцев от осадков во время прогулки. В то же время зонт можно сложить и использовать аксессуар как обычный поводок. 

Зонт-поводок популярен и за пределами американских штатов. Подобные аксессуары часто продают на известных маркетплейсах в самых разных вариациях. Например, на Ozon и AliExpress. Во многих предложениях в качестве страны-производителя указан Китай. 

3
Пиджак из бактерий и материал на основе коллагена

В 2010 году дизайнер лондонской Школы моды и текстиля Сент-Мартинс Сюзанна Ли сделала пиджак из бактерий. На одной из конференций TED она подробно описала процесс выращивания ткани. В ванне дизайнер заваривала чай, добавляла в него сахар и затем бактерии. Микроорганизмы питались, размножались и плели волокна из целлюлозы, образуя на поверхности своеобразный холст. После этого бактерии при свете продолжали расти. Когда «ткань» была готова к сбору, ее доставали из ванны и промывали в холодной мыльной воде. Потом ее сушили, и в результате получался материал, похожий на прозрачную бумагу или эластичную искусственную кожу. Как пишет РБК, после высыхания материю можно отбеливать или покрывать растительными красками, например свекольным соком, индиго или куркумой. 

Разработка микробной целлюлозы входит в проект Ли BioCouture, цель которого — создавать прочные ткани, выращивая материю из бактерий. Недостаток одежды из подобных материалов — гидрофильность: когда «ткань» намокает, то разбухает и становится очень тяжелой. 

После презентации разработки Ли продолжила исследования, но в результате оставила идею с микробной целлюлозой, как рассказала дизайнер в одном из интервью. На TED она познакомилась с Андрасом Форгаксом, основателем Modern Meadow Inc. Это нью-йоркская команда ученых, инженеров, дизайнеров и ремесленников, которые разрабатывают продукты животного происхождения и исследуют новые способы, чтобы создавать экологически чистые материалы. В 2014-м Ли стала креативным директором компании и занялась исследованиями уже с командой фирмы. В 2017-м они запатентовали способ биофабрикации композитного материала. С помощью этого метода можно создавать прочный и эластичный материал на основе коллагена, и он может стать альтернативой обычной коже.

4
Одежда, которая растет вместе с ребенком

Британский дизайнер Райан Ясин в 2017 году придумал метод производства одежды, которая растет вместе с детьми. Он использовал ауксетические материалы, которые становятся толще и прочнее, если их растянуть. Сперва одежда из такого сырья имеет много складок, а по мере роста ребенка они распрямляются и предметы гардероба «растут» вместе с детьми. Когда ткань стирают, она не меняет размер и форму. Еще такие изделия защищают от ветра.

За это изобретение Ясин выиграл James Dyson Award — международную премию в области промышленного дизайна и инженерного проектирования. Дизайнер запатентовал изобретение в 2018-м. Как следует из сведений о патенте, его обладатель — британский бренд Petit Pli, который годом ранее основал Ясин. По мнению дизайнера, такая «растущая» одежда сэкономит деньги родителям и уменьшит количество мусора. 

5
Говорящие кроссовки

Технологии не обошли стороной и дизайнерские решения для спорта. В 2013 году на South by Southwest, ежегодном фестивале в области медиа, культуры и технологий, Google в коллаборации с компаниями Adidas, YesYesNo и рекламным агентством 72andSunny показали говорящие кроссовки. В обувь встроили акселератор, гироскоп и датчики давления, с помощью которых кроссовки измеряют уровень активности человека. В зависимости от того, стоит он или двигается, обувь генерирует разные подбадривающие фразы. На язычке кроссовок разместили динамик, через который обувь «разговаривает» с владельцем, оценивая его уровень подвижности. 

Помимо голосовых ответов, кроссовки синхронизируются с телефоном через блютус. Как объяснял руководитель маркетингового отдела Art, Copy & Code в Google Майк Глейзер, данные о движениях обладателя кроссовок передаются мобильному приложению и оно генерирует забавные мотивационные комментарии. 

Глейзер уточнил, что массово выпускать такую обувь не будут: их создали только для показа на мероприятии. В открытых источниках не удалось найти информацию о патенте на эту разработку, но тем не менее кроссовки стали одной из нашумевших модных технологий в 2013-м. О них писали The Guardian, Engadget, All Things Digital и другие СМИ.

Преимущества и недостатки патентования дизайнерских разработок

Диана Арефьева, адвокат КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании , отмечает, что патент предоставляет авторам больший объем правовой защиты по сравнению с правом авторства, так как он защищает именно суть дизайнерского решения, а не только воплощение идеи. Помимо этого, патент гарантирует правообладателю возможность свободно вводить в гражданский оборот объекты, которые создали с его использованием (ч. 2 ст. 1358 ГК), объясняет эксперт. По мнению Лапшиной, действующий патент повышает инвестиционную привлекательность бизнеса и защищает правообладателя: третьи лица не смогут несанкционированно использовать объекты интеллектуальной собственности. 

Анастасия Сивицкая, адвокат, советник Orchards Orchards Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Частный капитал Профайл компании , отмечает, что в целом дизайнерские разработки патентоспособны именно как промышленные образцы, а не как изобретения. Последние — результаты интеллектуальной деятельности (РИД) в научно-технической сфере, а не в области дизайна. При этом эксперт полагает, что теоретически дизайнерская разработка может быть РИД одновременно и в индустрии дизайна, и в научно-технической сфере. Например, когда идет речь о космическом скафандре.

Дизайнерскую разработку возможно зарегистрировать в качестве изобретения, если она состоит не в создании конкретного силуэта или внешней формы, а в самом способе изготовления одежды, аксессуара.

Анастасия Сивицкая

В качестве примера патента на изобретение в fashion-сфере эксперт приводит съемную магнитную систему застегивания (патент № 2 595 970). Охране подлежит система, которую разработали, чтобы использовать в одежде, нижнем белье, изделиях из кожи, обуви и других принадлежностях. Она позволяет надежно застегнуться благодаря свойствам магнитов.

Арефьева считает, что для дизайнов сегмента fast fashion (от англ. — «быстрая мода, когда часто обновляют тенденции, ассортимент одежды») будет достаточно охраны авторским правом. Такие произведения быстро устаревают, поскольку спрос на них существует во время популярности какого-то тренда, разъясняет юрист, а значит, достаточно защиты авторских прав.

КС защитил авторские права программиста

Сивицкая обращает внимание, что произведения дизайна зачастую создает коллектив авторов, сотрудники мастерской, дома моды, а не одно лицо — ведущий модельер или дизайнер. Поэтому важно обеспечить защиту авторских прав мастерской, дома мода, передавая им права авторов. Хотя авторское право не требует регистрации, Сивицкая рекомендует иметь доказательства, что это результат труда конкретного дизайнера или дома моды. Для этого можно не только хранить эскизы и материалы с элементами дизайна, но и активно демонтировать произведения на показах мод, выставках, публиковать в каталогах и журналах как работу конкретного дизайнера, дома моды. Дополнительно можно использовать знак охраны авторского права: латинская буква «С» в окружности и год, когда впервые опубликовали произведение, а еще товарный знак, объясняет Сивицкая.

Дизайнерам и модельерам стоит запатентовать свои разработки в том случае, когда произведение их труда — дизайн с долгим жизненным циклом. То есть, если дизайн планируют использовать длительное время, стоит обратиться с заявкой на выдачу патента.

Диана Арефьева

Какой вариант патентования выбрать

Дизайнерские разработки можно патентовать несколькими способами.

  • Промышленный образец.

Лапшина считает, что для защиты дизайнерских решений оптимально патентовать их в качестве промышленного образца. Согласно ст. 1352 ГК, как промобразец охраняют решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, если по своим существенным признакам оно новое и оригинальное. Эксперт разъясняет, что такие невысокие по сравнению с изобретениями и полезными моделями критерии охраноспособности промышленного образца обуславливают популярность способа. В России в качестве промобразца зарегистрировали дизайн кроссовок (патенты на промышленный образец № 125375, 125707), дизайнерские решения для верхней одежды (патенты на промышленный образец № 114144, 83713, 118086, 76817), приводит примеры эксперт. 

Как защитить интеллектуальные права на видеоигру

Арефьева отмечает, что зарегистрировать дизайнерскую разработку как промышленный образец легче всего. Но отсюда вытекает главный недостаток: правовую охрану предоставят исключительно внешнему виду дизайнерского решения, но не будет защищена его технологии, разъясняет адвокат. На практике дизайнерские решения чаще всего патентуются именно в качестве промышленного образца, обращает внимание эксперт.

  • Изобретение.

Патент на изобретение дает более полный объем правовой охраны, отмечает Арефьева. В этом случае охраняется не только внешний вид изобретения, но и технология его создания, объясняет эксперт. Основной минус патентования дизайнерского решения в качестве изобретения — сложно доказать, что у произведения есть изобретательский уровень, считает Арефьева. Если заявитель не покажет, что при реализации дизайнерского решения используют ранее не известный специалистам метод, то патент на изобретение не выдадут. Арефьева отмечает, что дизайнерские разработки патентуют как изобретения крайне редко, но это неплохой маркетинговый ход, считает Савицкая. Он привлекает новых клиентов за счет качеств запатентованной технологии, например ткани и иных материалов. 

  • Полезная модель.

В качестве полезной модели охраняют техническое решение, которое относится исключительно к устройству. Поэтому получить патент на дизайн — полезную модель удастся, только когда в ней есть элементы технического характера, отмечает Арефьева. И если они есть, оптимальный путь — патентовать его как полезную модель. В отличие от изобретения полезная модель не должна обладать изобретательским уровнем, и это облегчает получение патента, объясняет юрист. В качестве примера Лапшина приводит российские патенты на полезные модели трансформируемой одежды № 108927, 143364.

Плюсы и минусы ноу-хау: когда выгодно вводить секрет производства

В целом патентовать уникальные дизайнерские решения не всегда оптимальный способ защиты, считает Лапшина. Необходимо учитывать, что процесс занимает много время: патент на изобретение в среднем регистрируют в срок от года до трех лет, на полезную модель — от 9 до 12 месяцев, на промышленный образец — от 6 до 12 месяцев. Пока решение не зарегистрируют, потенциальный правообладатель находится в рискованном положении без защиты прав на свои разработки, обращает внимание эксперт. Поскольку одежда, обувь и иные предметы гардероба имеют высокую оборотоспособность, отсроченное приобретение исключительных прав может быть бессмысленным, считает Лапшина. Еще не стоит забывать о необходимости уплачивать госпошлины, отмечает юрист, — их размер может быть весьма существенным для некрупного бизнеса.

В каждом случае необходимо оценивать целесообразность патентования дизайнерской разработки и рассматривать иные способы защитить свои решения, например с помощью авторского права или ноу-хау.

Анна Лапшина

Для создания материала использовали информацию из «Российской газеты», The Guardian, Life и других открытых источников.