Десятки претендентов на статус адвоката ежегодно сталкиваются с необходимостью согласовывать место сдачи экзамена в Федеральной палате адвокатов (ФПА), хотя для большинства из них вопрос мог бы быть решен в региональной палате при подаче документов, рассказывает председатель квалификационной комиссии Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Юрий Шутилкин. В такой ситуации оказался и юрист Олег Кручинин*.
С 1999 года Кручинин* прописан в Кемеровской области. В 2000-х он переехал в Москву, где встал на учет в налоговой, прикрепился к поликлинике и устроил детей в школу. В столице семья Кручининых получила статус многодетной. Три года назад Кручинин захотел стать адвокатом и обратился с соответствующим запросом в Адвокатскую палату Московской области, та его перенаправила в ФПА, которой надо было решить, где сдавать экзамен юристу.
Кручинин хотел в Москве или Московской области, но ФПА направила его по месту регистрации — в Кемеровскую область. Проходить тестирование и собеседование по месту проживания может тот, у кого нет в паспорте отметки о регистрации, а у Кручинина она есть, отметила ФПА (п. 1.7 Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката). Значит, сдавать экзамен он должен в регионе, где прописан. С таким решением Кручинин не согласился и оспорил его в судебном порядке.
Адвокатский экзамен сдают по прописке
В Хамовническом райсуде Москвы Кручинин просил признать незаконным вывод ФПА (дело № 02-1278/20210). Заявитель принес в суд бумаги, подтверждающие его длительное проживание в Москве: справку с места работы и из налоговой, а еще социальную карту москвича.
Три инстанции отказали истцу, сославшись на то, что ФПА действовала законно и опиралась на нормы положения о порядке сдачи экзамен. В п. 1.3. указано: для сдачи экзамена и приобретения статуса адвоката надо обратиться в квалификационную комиссию того субъекта РФ, где заявитель зарегистрирован. Суды подчеркнули, что нет оснований переносить экзамен в столицу, ведь истец прописан в Кемеровской области. Кручинину ничего не мешает поехать сдать экзамен в родном регионе. Истца такая позиция не устроила, и он обжаловал ее в Верховном суде.
ВС: «Отказ перенести экзамен ограничивает права»
Если человек живет не по месту регистрации и может это доказать, он вправе обратиться в ФПА, чтобы согласовать место сдачи адвокатского экзамена, указал ВС.
Суд отметил: Кручинин принес в суд сразу несколько документов, доказывающих, что он давно живет в Москве, но нижестоящие инстанции не обратили на них внимания (дело № 5-КГ22-130-К2). Нельзя было отказывать в переносе экзамена только на основании штампа о регистрации. Решение ФПА помешало Кручинину сдать экзамен на адвоката, ограничив его конституционное право на труд, включая выбор рода деятельности.
Тройка судей под председательством Людмилы Пчелинцевой отменила акты трех инстанций и направила дело на новое рассмотрение в Хамовнический райсуд Москвы (дело № 02-1498/2023). Судебное заседание пройдет 25 мая.
Редакция Право.ru связалась с ФПА и несколькими региональными палатами адвокатов, чтобы получить комментарий. На запрос ответил только Юрий Шутилкин, председатель санкт-петербургской. Он подчеркнул, что ФПА никак не мотивировала свое решение. При этом оно касается не только юристов, которые оказались в такой же ситуации, как Кручинин, но и тех претендентов на статус адвоката, которые меньше года прописаны в регионе, где хотят сдавать экзамен.
Юрист Европейской Юридической Службы Юрий Телегин добавляет, что если Кручинину все-таки разрешат сдавать экзамен в столице и тот с ним справится, то встанет еще один вопрос: в какой реестр адвокатов его вносить — Москвы, Кемеровской или Московской области.
В судебной практике есть пример, когда адвоката с пропиской в Волгограде отказались принять в Адвокатскую палату Московской области (дело № 02-2458/2019). Так, в 2019 году Алла Михеева* вышла из реестра адвокатов Волгоградской области, переехала в подмосковный Реутов и временно зарегистрировалась здесь. А потом обратилась в Адвокатскую палату Московской области, чтобы стать ее членом, но получила отказ. Михеевой пояснили: одновременное наличие постоянной прописки в Волгограде и временной регистрации в Реутове нарушает порядок изменения реестра (ст. 15 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Адвокат может быть членом палаты региона, где временно зарегистрирован, только если у него нет постоянной прописки, а у Михеевой она есть. Такие выводы поддержали три инстанции и Конституционный суд (постановление № 2322-О).
Решение, которое будет принято по делу Кручинина, может изменить практику, подчеркивает Телегин.
* Имя и фамилия изменены редакцией.