«Неделя ритейла, как форум бизнеса и власти, дает нам возможность профессионально обсудить важные и острые вопросы отрасли», — открыл круглый стол Право.ru Денис Косенков, управляющий партнер .
Ритейл — сложная и динамичная отрасль. Это сфера, где все решения надо принимать вчера. Здесь любое внешнее воздействие влечет за собой большое количество изменений в организации бизнеса.
Таких факторов сейчас очень много, отметил эксперт. Среди них: санкции и контрсанкции, активность регуляторов, перманентные изменения в логистике, замещение брендов, поставщиков и программного обеспечения, новые арендные отношения, адаптация финансовых цепочек и систем расчетов, поиск оптимальных юрисдикций и корпоративные трансформации, изменение структуры спроса, параллельный импорт и контрафакт. Все это требует максимальных скоростей при подготовке юридических решений и коммуникациях с государством, говорит Косенков.
Судебные вопросы: арендные споры и выбор арбитража
Об особенностях арендных споров с участием ритейла в новых условиях рассказал Алексей Станкевич, партнер .
Как любой срочный договор, договор аренды всегда уязвим в период турбулентности. Конечно, стороны пытаются адаптировать его под новые обстоятельства.
Верховный суд в арендных спорах, которые возникали из-за изменяющихся условий, исходил из того, что надо смотреть на ситуацию целиком и отказывался менять договор, сказал Станкевич. Например, одна из компаний группы стала участником такого спора. При этом другие компании этой же группы перешли на дистанционку и много зарабатывали. Следовательно, в целом, группа в плюсе. Потому расторгать арендную сделку суд не стал, поделился опытом Станкевич. Он обратил внимание, что этот подход из ковидного периода применим к любой попытке изменить или расторгнуть договор из-за изменившихся обстоятельств.
Станкевич рассказал об актуальных вопросах в арендных спорах. Среди них — увеличение стоимости эксплуатации здания со стороны арендодателя. Она может быть составной частью оплаты по договору. Защитить себя от такого недобросовестного поведения арендодателя можно, если более подробно регулировать в договоре вопросы оплаты, порекомендовал эксперт.
Споры у бизнеса возникают по разным вопросам, а разрешают их не только в государственных судах, но и в арбитражах. Мария Любимова, партнер рассказала, что бывают ситуации, когда иностранный поставщик диктует свои условия в части арбитражной оговорки и не соглашается передать потенциальные споры в российские арбитражи. Эксперт отметила, что при выборе форума важно выбрать нейтральный арбитраж, учесть сложности доступа к рынку юруслуг в государстве арбитража, минимизировать издержки и иметь в виду фактор исполнимости решения.
Любимова обратила внимание на арбитражи стран СНГ. Она отметила, что заслуженный авторитет имеет Международный арбитражный центр при Международном финансовом центре Астаны. Он построен по аналогии с западными арбитражными институтами. При этом эксперт подчеркнула, что перед выбором арбитража надо подумать о том, в какой государственный суд потом идти, если потребуется оспаривать решение.
Также Любимова обратила внимание на восточные арбитражи. Среди них она выделила Дубайский международный арбитражный центр (DIAC). Эксперт рассказала, что он динамично развивается и у него передовой регламент. Количество дел там будет расти, поскольку DIAC стали выбирать в качестве альтернативного центра разрешения споров, подчеркнула Любимова. Причина тому — в Дубае упростился доступ к юруслугам, потому что многие юрфирмы открыли там свои представительства, объяснила юрист.
Выбор юристов и сложности с персоналом
Павел Громов, директор юридического департамента Auchan Retail Russia рассказал об ожиданиях от юристов в сфере ритейла. Он полагает, что сейчас нет идеального инструмента поиска внешних юристов для решения вопросов компаний. Один из способов найти консультантов — юридические рейтинги. Громов отметил, что сервис юрфирм изменился. Потому необходимо, чтобы менялись и рейтинги. А именно, по мнению эксперта, надо оценивать юридические команды по видам сервиса, которые они предоставляют в новых условиях. Громов уверен, чтобы вернуть рынок к более цивилизованному уровню, важны усилия и заказчиков, и самих консультантов, и регуляторов, и организаторов рейтингов. «В ситуации изменившегося рынка важно, чтобы все нашли друг друга. Чем меньше будет ошибок, тем больше будет гарантий результата и атмосферы доверия. От этого выигрывают не только участники рынка, но и наши клиенты», — заключил Громов.
Одна из проблем любого бизнеса — персонал. О трендах в сфере взаимодействия с персоналом рассказали сооснователи сервиса Tempojob Максим Абзалов, куратор стратегического продвижения компании, и Михаил Болгов, автор идеи. Абзалов отметил, что в ритейле происходит постоянная текучка кадров. Новая проблема для бизнеса в этой сфере — тренд на подработку. Речь о самозанятых гражданах и нюансах взаимодействия с ними.
При работе с самозанятыми для бизнеса возникает ряд рисков, обратил внимание Абзалов. Во-первых, бизнес может не видеть тренд на частичную занятость в ритейле. Абзалов отметил, что за последний год число самозанятых выросло почти в два раза: с 2,5 млн до 7 млн человек. Во-вторых, бизнес может не знать о юридических рисках работы с самозанятыми. Болгов объяснил, что один из таких рисков — отсутствие договора с самозанятыми. Это чревато проблемами в случаях конфликтов. Например, если работник испортил имущество, вопрос — кто будет за это отвечать. Третий фактор риска для бизнеса — отсутствие оцифровки и оптимизации при работе с самозанятыми. Сейчас искусственный интеллект позволяет автоматизировать систему работы: от заявки до выхода персонала на работу и получения им денег за труд, отметил Болгов.
Налоги и штрафы: как себя защитить
Еще одна важная тема для бизнеса — налоги. О практических аспектах налогообложения недостач товарно-материальных ценностей (ТМЦ) говорил Эдуард Гюльбасаров, руководитель практики . Эксперт напомнил, что недостачи делятся на два блока:
- Бой, порча, потери. Это расходы, связанные с реализацией и производством;
- Хищение. Это внереализационные расходы, которые не связаны с реализацией и производством.
Гюльбасаров рассказал, что для хищений предусмотрен повышенный стандарт доказывания. Для учета расходов на хищение в целях налога на прибыль надо доказать отсутствие или неустановленность виновных лиц, подчеркнул эксперт. Чтобы минимизировать риски в случаях хищений и защитить свою позицию, бизнесу стоит сформировать defence-file (защитный файл) с перечнем мероприятий, которые налогоплательщик провел, чтобы предотвратить возможные кражи. Например, журналы охраны, записи с камер видеонаблюдения. Это поможет усилить позицию налогоплательщика в спорах, сказал юрист. Гюльбасаров поделился и статистикой: за последние четыре года в этой сфере было порядка 30 споров. Все решения по ним были в пользу налоговых органов, сказал юрист. «И практически во всех случаях это было связано с пороками документального обоснования понесенных расходов», — отметил эксперт.
Помимо уже привычных сложностей с налогами, в прошлом году для бизнеса добавилась еще одна забота — маркировка интернет-рекламы. В сентябре 2022-го стали действовать правила такой маркировки. По ним перед запуском кампании в креативы вставляют уникальный идентификатор. Потом информацию о рекламе передают в специальный реестр интернет-рекламы, к которому есть доступ у властей. Подробнее об этих изменениях мы рассказывали в материале «Маркировка креатива и учет данных: как работают новые поправки к закону о рекламе». Ольга Мухаметкалиева, руководитель направления «Поддержка нормотворчества» департамента правовой экспертизы Центра юридической поддержки X5 Group отметила, что рынок быстро адаптировался к этим изменениям.
Тем не менее само введение реестра интернет-рекламы не решило проблему оседания денег в теневом рынке рекламы, обратила внимание Мухаметкалиева. И 18 мая 2023-го Госдума приняла в первом чтении законопроект № 337373-8, который устанавливает специальную ответственность за нарушение требований маркировки в этой сфере. Новелла предусматривает административные штрафы для тех, кто не передает сведения об интернет-рекламе в Роскомнадзор или предоставляет неполную информацию, распространяет сообщения без идентификатора. Предлагается установить максимальные штрафы за такие нарушения: для граждан — до 100 000 руб., для должностных лиц — до 200 000 руб., для юрлиц — до 500 000 руб., для операторов рекламных данных — до 700 000 руб.
Мухаметкалиева полагает, что стоит рассмотреть такой вид наказания, как предупреждение. За счет предупреждений бизнес сможет скорректировать поведение, объясняет эксперт. Это позволит не допускать нарушений в будущем и сохранить активность на рынке. «Е-commerce [электронная торговля] активно развивается и не хотелось бы, чтобы со стороны регуляторов устанавливались дополнительные барьеры для этого», — считает Мухаметкалиева. С ее точки зрения, важно, чтобы законодатель не забывал о проблемах, с которыми сталкиваются добросовестные участники рынка.