ПРАВО.ru
Практика
19 сентября 2023, 9:52

ВС объяснил, по какому адресу нужно направлять претензию

ВС объяснил, по какому адресу нужно направлять претензию
Если телефон постоянно ломается после покупки, то покупатель может его вернуть и получить назад деньги. Для этого нужно отправить продавцу претензию. Но важен адрес, на который ее направляют: не в магазин, где совершена покупка, а по юридическому адресу компании. Иначе при дальнейшем обращении в суд истец не сможет взыскать неустойку и штраф. Это подтвердил Верховный суд в одном из недавних споров. Гражданская коллегия указала, что в такой ситуации продавец не мог удовлетворить требования потребителя добровольно.

Борис Попов* купил в магазине «Сеть Связной» сотовый телефон Apple iPhone стоимостью почти 85 000 руб. По истечении месяца работы айфон сломался. Попов отдал гаджет в гарантийный отдел по ремонту. В устройстве обнаружили производственный дефект, обновили программное обеспечение, а потом вернули владельцу. 

Но затем в телефоне снова проявились недостатки: искажался звук в динамике, входящие звонки не проходили, пропадала связь. Попов обратился за независимой экспертизой, она подтвердила производственный дефект устройства и экономическую нецелесообразность ремонта. После этого потребитель потребовал, чтобы «Сеть Связной» вернула ему стоимость товара. При этом претензию он направил в магазин, где покупал айфон, а не на юридический адрес юрлица. По словам продавца, из-за этого он не получил указанное письмо, поэтому не ответил Попову.

Нельзя взыскать штрафные санкции с продавца

Покупатель обратился в суд, чтобы взыскать с ответчика стоимость телефона, убытки на оплату независимой экспертизы, неустойку и потребительский штраф, компенсацию морального вреда и расходы на почтовые отправления — в сумме около 1,4 млн руб. Продавец возражал против взыскания штрафных санкций. Он указывал, что претензию направили не по тому адресу, поэтому у него не было возможности удовлетворить ее добровольно.

Октябрьский районный суд Краснодара удовлетворил иск частично. Он взыскал с продавца стоимость товара, сократил сумму неустойки, штрафа, компенсации морального вреда. В итоге истцу присудили 313 000 руб. Но Краснодарский краевой суд решил: Попов не может получить неустойку и штраф, так как претензию он направил в магазин, а не на юридический адрес. Суд снизил присужденную сумму до 101 000 руб. Четвертый кассационный суд общей юрисдикции согласился с такими доводами апелляции.

Компания не могла удовлетворить требования добровольно

Тогда Попов пожаловался в Верховный суд (дело № 18-КГ23-81-К4). На заседании в ВС ответчик настаивал, что истец мог разными способами узнать юридический адрес компании: в интернете, на стенде в магазине, в чеке или на сайте. К тому же магазин, куда направили письмо, не филиал и не представительство. В связи с этим «Связной» заявил, что Попов осознанно направил претензию по адресу, где ответчик не мог получить корреспонденцию. Юрист магазина отметила, что у них много исков от потребителей, которые специально «выжидают» определенное время до подачи иска. В этом случае они получают большую сумму неустойки. Также потребители направляют претензии не по юридическому адресу, чтобы компания не могла добровольно удовлетворить их требование. Они делают это, чтобы получить с организации штрафные санкции через суд (подробнее — «ВС указал, на какой адрес нужно отправлять претензию»).

В итоге тройка судей под председательством Сергея Асташова оставила без изменения акты апелляции и кассации. В мотивировочной части определения ВС отметил, что суд не налагает штрафные санкции, если у ответчика не было возможности удовлетворить требование покупателя. Апелляция же установила, что продавец не мог исполнить обязательство добровольно, так как он не получил претензию: потребитель направил ее ненадлежащим образом. 

Что касается остальных выплат в пользу истца, гражданская коллегия с ними согласилась. Попов мог вернуть деньги за товар, так как судебная экспертиза подтвердила наличие производственного дефекта. 

«Потребительский экстремизм» или незнание?

Направление претензии не на юридический адрес компании — это одна из форм «потребительского экстремизма». Это нужно, чтобы не допустить мирного урегулирования спора и возврата денег за товар, а потом обратиться в суд за бóльшими компенсациями, говорит Виктория Шульгина, юрист практики частных клиентов Адвокатского бюро S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право группа Частный капитал 3место По выручке на юриста 5место По выручке 22место По количеству юристов Профайл компании Подобные ситуации достаточно распространены, поэтому решение Верховного суда очень актуально для бизнеса, хотя и не решает, по-видимому, всех проблем, считает Олег Москвитин, заместитель директора Института исследований национального и сравнительного права НИУ ВШЭ, партнер КА Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)

Направление претензии по неверному адресу противоречит интересам покупателя, не соглашается руководитель практики имущественных отношений Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) Галина Гамбург. В целом обязательный досудебный порядок для дел о защите прав потребителей не предусмотрен. То есть претензия подается либо чтобы «простимулировать» ответчика к надлежащему исполнению обязательств, либо чтобы обеспечить себе взыскание штрафа за «отказ в добровольном порядке удовлетворить законное требование потребителя». Для взыскания такого штрафа продавец должен был получить претензию. Направление претензии на неправильный адрес чаще происходит от незнания процессуальных основ, соглашается с ней Никита Филиппов, заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право 14место По количеству юристов 20место По выручке на юриста 24место По выручке Профайл компании

Неоднозначная практика

В таких спорах суды зачастую занимают две позиции. Согласно первой, штрафные санкции можно взыскать, даже если покупатель отправил претензию на адрес магазина, в котором была совершена покупка. Суды аргументируют это тем, что обязанности потребителя направлять претензию по месту нахождения юрлица действующее законодательство не содержит (дело № 8Г-22041/2022). Кроме того, продавец должен проверять корреспонденцию и указывать юридический адрес в документах об оплате (дела № 88-22410/2022, № 88-21088/2020).

Согласно второй позиции, отправка претензии на адрес торговой точки не считается достаточным уведомлением продавца, а штрафные санкции покупателю не полагаются. Суды используют аргумент о том, что покупатель может найти юридический адрес сам, а на чек выносится только информация о торговой точке (дело № 11-15/2022). Кроме того, сведения о юридическом адресе можно найти в интернете в свободном доступе (дело №2-702/2022).

Раз сейчас Верховный суд прямо не указал, какое направление претензии считать надлежащим, подобные споры будут возникать снова, заключил Москвитин.

* Имя и фамилия изменены редакцией.