Экосистемы и маркетплейсы
Цифровые рынки — это будущее. Они растут не только в России, но и по всему миру. По мнению Дениса Косенкова, управляющего партнера , рынок экосистем «рок-н-ролльный»: мы убегаем, а нас догоняют. При этом эксперт считает, что любое регулирование должно отвечать потребности общества и тем экономическим отношениям, которые существуют в социуме: «Поскольку нам с этим жить — нам этим управлять».
О гонке между регуляторами и экосистемами рассказал Александр Баев, руководитель коммерческой практики, советник По словам эксперта, на цифровом рынке все на два шага впереди регулятора. Ведь они не просто занимаются деятельностью, в которой уже есть свои правила, а создают новые «сущности», бизнес и сферы деятельности. «То есть то, на что государство не обращало внимание, потому что этого еще никогда не было», — поясняет эксперт. При этом Баев убежден, что экосистемам не нужно определение — ведь это слишком абстрактное понятие. Вместо этого он предлагает начать их регулировать и ограничить продолжающийся стремительный рост.
Без регулирования экосистем существует опасность, что в какой-то момент мы проснемся в фильме-утопии, где есть одна суперкорпорация, которая знает о нас все: предпочтения, поездки, платежи — и контролирует наши финансы.
Основной проблемой попыток регулирования цифровых рынков Баев считает неменяющийся подход с точки зрения юридической техники. Эксперт пояснил, что регулятор выдумывает некую сущность, перечисляет ее критерии, а потом вменяет этому новому определению некие права и обязанности. Но так это не работает и не может работать. Проблема новых законов о маркетплейсах и о национальной платежной системе в том, что рынок развивается настолько широко и стремительно, что его нужно регулировать не через определение, а с помощью требований к конкретной деятельности, независимо от его статуса, отмечает Баев.
О проблемах регулирования онлайн-торговли в ЕАЭС рассуждал Александр Перекрест, руководитель по взаимодействию с госорганами компании Lamoda. Эксперт подчеркнул, что сейчас в вопросах электронной торговли ЕАЭС движется в сторону создания единых правил для упорядочивания процессов. Основных болевых точек здесь всего пять: права потребителей, контрафакт, протекционизм, прослеживаемость и налоговое регулирование. Последняя — самая больная. Перекрест отметил, что на уровне Евразийского экономического союза сейчас идет согласование по вопросу задвоения НДС, а в России весь следующий год они намерены работать над поправками к Налоговому кодексу о вычете добавочной стоимости.
Продолжил тему маркетплейсов Александр Литвак, руководитель по взаимодействию с госорганами маркетплейса Wildberries. Он говорил о проблемах саморегулирования и контроля со стороны власти в сфере электронной коммерции. По мнению эксперта, при провалах рынок сначала пытается решить проблемы самостоятельно, но после возникает альтернатива в виде государственного регулирования. И если при саморегулировании бизнес для себя вырабатывает правила игры и обеспечивает их соблюдение, то в случае с государством меры разнятся. От установки требований, контроля и применения мер ответственности до введения допуска на рынок: лицензирования, экспертизы и других инструментов.
Литвак коснулся и законопроекта о маркетплейсах. Эксперт уверен, что в нынешнем виде документ не будет способствовать развитию и кардинально изменит не в лучшую сторону бизнес-модель работы площадок. Среди инициатив, которые охватывает закон, есть предложения:
- об изменении оферты только раз в год;
- ответственности маркетплейсов за качество товара;
- получении согласия владельца пунктов выдачи заказов или продавца на списание штрафов;
- запрете на блокировку личного кабинета.
Многие из предложений вызывают вопросы. «В итоге отрицательный эффект такой инициативы отразится на всех», — считает Литвак.
Цифровая валюта: от токена до цифрового рубля
На теме цифровых финансовых активов остановился Дмитрий Гладков, руководитель практики цифровых активов По словам эксперта, теоретически в виде токена можно выпустить все: и эмиссионные, и неэмиссионные бумаги. Но есть налоговые и технические ограничения. Первые упираются в проблемы, возникающие при оплате токеном НДС, и налог на прибыль. Вторые касаются записи в реестре и неурегулированном порядке прав в случае собрания или голосования. Гладков полагает, что возможным решением может стать размещение цифровой валюты через номинального держателя, но операторы пока не разработали эту возможность, и ни один участник рынка так и не получил статус номинального держателя. Эксперт коснулся и проблемы с инвесторами. «Частные инвесторы с рублями побаиваются и не рвутся что-то покупать, а инвесторы с валютой не могут, поскольку рынок отрезан», — описал проблему Гладков. Возможными инвесторами он считает частных инвесторов с криптовалютой и с цифровыми рублями.
На рынке не так много инвесторов, поскольку что на традиционном, что на крипторынке инвестор не защищен.
Гладков привел в пример выпуск ценных бумаг на западе, когда даже за депозитарную расписку несут ответственность все участники: юристы-эмитенты, юристы-брокеры, аудиторы, биржа и другие. В России же за это никто не отвечает, поскольку нет системы распределения рисков.
О регулировании цифровой валюты рассказала Лидия Горшкова, глава банковской и финансовой практики Эксперт уверена, что хоть действующее законодательство не содержит в себе понятия «криптовалюты», ее стоит учитывать с точки зрения имущества. В некоторых решениях суда уже сейчас можно найти формулировку, что криптовалюта используется на финансовом рынке, имеет свой самостоятельный курс и конвертируема, применяется как расчетное и платежное средство. Но несмотря на свежую практику, Горшкова советует относиться к цифровой валюте как к имуществу. Эксперт также выделила следующие признаки криптовалюты: это актив, он существует в цифровом виде и создан с помощью технологии распределенных реестров.
Поскольку цифровая валюта — иное имущество, то обязательства по ней нельзя признать денежными. Это значит, что на криптовалюту не действуют меры ответственности в виде начисления процентов, неустойки и за неисполнение обязательства по ст. 395 ГК.
Еще Горшкова обратила внимание, что цифровая валюта не может приниматься в качестве встречного представления оплаты товаров, работ и услуг. Ограничение адресовано физическим лицам, которые фактически находятся в РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев, и юридическим лицам, созданным на территории РФ, в том числе иностранным представительствам. Несмотря на это, обратный процесс возможен, отмечает эксперт, например при расчетах с зарубежными контрагентами. Но хоть в силу закона операции по оплате криптовалютой нерезидентам за импорт предусматриваются, проводить их «в лоб» невозможно, считает Горшкова.
Темы цифровых валют центральных банков и, в частности, цифрового рубля в выступлении коснулась Елена Ключарева, старший юрист Эксперт обратил внимание на интерес разных государств к запуску своих цифровых валют с возможностью трансграничных платежей. Самым успешным проектом в этой области считается mBridge, который создали для расчетов в цифровых юанях между странами. Хотя национальные цифровые валюты часто сравнивают с криптой, Ключарева отмечает, что первые более безопасны за счет некоторых факторов. К ним эксперт относит наличие одного эмитента, законность как средства платежа, принудительное исполнение через суд обязательства в цифровой валюте и защита вложений со стороны ЦБ.
У цифрового рубля есть неплохое будущее, которое мы увидим, как только пройдет пилотный проект и валюта будет представлена для коммерческих расчетов. Но в ближайшие несколько лет я бы не ждала глобального прорыва.
Ключарева сказала и о возможных формах расчета цифровым рублем. Сейчас есть возможность совершать три операции: переводить средства между счетами, пополнять кошелек и выводить средства. При этом действия доступны только владельцу. Но с 2025 года распоряжения смогут направлять и банки для взыскания задолженностей по исполнительным производствам, а также не исключена теоретическая возможность проведения трансграничных платежей, отмечает эксперт.
Цифровизация процессов в помощь юристу
Об электронных офертах и документообороте в эпоху цифровизации рассказала Майя Лаврова, руководитель группы правового сопровождения маркетплейса Ozon. Эксперт отметила, что при разработке их проекта договора между продавцами и компанией, бизнесу было важно, чтобы не было ограничений по документам, которые они могут подписывать. Для этого перед командой была поставлена задача — сделать так, чтобы любой желающий мог заключить договор за один день. В итоге была разработана оферта, которая «подписывалась» в четыре шага: завершение регистрации, указание и проверка информации о компании, получение текста договора с уведомлением об активации и совершение действия в личном кабинете. Благодаря этому у Ozon появилась возможность подключить к платформе неограниченное количество продавцов, и упростить процедуру входа на площадку для мелкого и среднего бизнеса. Лаврова отмечает, сейчас все действия на маркетплейсе по одностороннему изменению договора, согласованию отчетных и иных документов происходят через автоакцепт в личном кабинете.
Олег Безик, замдиректора группы по оказанию услуг в области корпоративных расследований и руководитель направления eDiscovery и Digital Forensics поделился опытом в применении искусственного интеллекта и презентовал их платформу для проведения корпоративных расследований на основе конкретного кейса.
Одна международная компания обратилась в Kept с подозрением, что местный менеджмент переводит их клиентов в свою новую структуру-конкурента. Тогда перед командой стояло несколько задач для выявления причастных: понять, каким образом действовали сотрудники, и провести верхнеуровневый анализ всех документов. Для этого они решили использовать программу с применением нейросети. Безик пояснил, что данные для такого цифрового расследования можно взять из 1С, электронной почты и программы управления учетными записями. Еще могут помочь файлы с компьютеров сотрудников и сервер. По словам эксперта, там можно найти все цифровые документы, с которыми работал сотрудник.
Дмитрий Тананайко, заместитель директора группы по оказанию услуг в области корпоративных расследований Kept, пояснил, что программа помогла им существенно сократить время на анализ документов. Например, благодаря системе поиска информации через ключевые слова и теги, которые позволяют редактировать запрос с учетом пожеланий заказчика. Он заверил, что искусственный интеллект сам подсказывает, какой тег поставить на документ, затем обучается и выдает на анализ релевантные файлы. В итоге расследования занимают меньше времени и проходят более качественно. При этом для каждого расследования создается свой проект, внутри которого ИИ обучается индивидуально, не используя другие данные.
Результаты цифрового расследования абсолютно легитимны. Платформа сертифицирована, что позволяет нам прикреплять собранные данные в качестве доказательств в суды.
Тананайко подчеркнул, что все их сервера локализованы и сертифицированы через ISO 27001 — международный стандарт, в котором собраны требования для создания и развития системы менеджмента информационной безопасности. При этом они собирают данные только с корпоративных устройств. Безик добавил, что при этом перед началом расследования они всегда собирают подтверждения, что лица, подвергающиеся анализу, дали согласие. Это стандартная процедура, поскольку при приеме на работу все дают согласие на обработку всех корпоративных источников информации, отметил эксперт.