ФАС предложила усилить контроль за сделками финансовых компаний. По мнению ведомства, величина активов финорганизации-конкурента не должна учитываться при согласовании сделок по покупке конкурентов. Сейчас банкам нужно получать согласие на приобретение другой кредитной организации, если размер ее активов превышает 29 млрд руб.
Служба вместе с Минфином и Центробанком подготовила законопроект, который вводит дополнительный контроль сделок при покупке крупными банками конкурентов. Поправки предлагают согласовывать такие сделки с антимонопольным органом независимо от величины активов финорганизации-конкурента.
Партнер Ирина Акимова отмечает, что в первоначальной редакции мера преподносилась как «введение ограничений» на совершение таких сделок. По мнению эксперта, подобная либерализация связана с общей траекторией антисанкционного характера мер антимонопольного регулирования. Так, в 2022 и 2023 году контроль экономической концентрации за банками был уведомительным.
Цель инициированного ФАС законопроекта — ограничить монополизацию рынка финансовых услуг и попытаться проконтролировать стремительный рост крупных финорганизаций.
Госдума приняла закон об условиях принудительной продажи акций электроэнергетических компаний. Документ разрешает регулятору обратиться в суд с требованием обязать продать ценные бумаги фирму, которая незаконно совмещает естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности, например сбыт электроэнергии и диспетчерское управление.
Существующих мер по продаже имущества оказалось недостаточно, поскольку зачастую у аффилированных компаний его просто нет, но они ведут деятельность с нарушениями, занимаясь и передачей электроэнергии, и ее производством, отмечает Надия Гореславская, партнер Расширение полномочий позволит ФАС ограничить монополизацию рынка через снижение концентрации сетей и производства энергии, а это должно сдержать рост тарифов.
Для бизнеса законопроект грозит более пристальным вниманием регуляторов к деятельности и усиливанием ответственности за нарушения даже при отсутствии имущества, позволяющего совмещать перечисленные виды деятельности.
В Совфеде предложили ограничить маркетплейсы с долей рынка выше 25%. Глава комитета по экономической политике Андрей Кутепов сообщил, что законопроект уже готов. Документ предлагает запретить площадкам, которые превысили 25% товарооборота, открывать новые пункты выдачи заказов. Аналогичные правила уже действуют для офлайновых продуктовых сетей.
За регулирование электронной торговли выступает и Минпромторг. Но министерство считает, что целесообразнее поправить уже внесенный в Госдуму законопроект об основах госрегулирования торговли (подробнее — в материале «Маркетплейсы под угрозой: юристы оценили поправки об онлайн-торговле»). В ФАС предложения об ограничении доли маркетплейсов не поступали.
По мнению советника юрфирмы Марии Кот, инициатива кажется преждевременной. Эксперт считает, что законодатель не должен ограничивать маркетплейсы только из-за того, что есть аналогичные запреты для других сетей.
Сегодня онлайн-площадки активно вытесняют стационарные торговые сети, занимая их место на розничном рынке. Вместе с ростом влияния маркетплейсов усиливается и госконтроль за их работой, в том числе антимонопольный.
Все решения и инициативы о дополнительном контроле должны быть взвешенными, в первую очередь, с экономической точки зрения, подчеркивает Кот. При этом необходимо учитывать интересы всех участников этого рынка: как владельцев маркетплейсов, так и пунктов выдачи, продавцов и покупателей товаров. Тем более что крупнейшие российские онлайн-гиганты неизбежно объединят вокруг себя малый и средний бизнес, констатирует Денис Кислица, советник корпоративной практики
Ограничивать их возможности развития как минимум непродуманно, а как максимум — опасно. Это чревато серьезными последствиями, в частности, для потребителей.
В феврале 2022 года ФАС признала «Северсталь» нарушившей антимонопольное законодательство. Сталелитейная компания вместе с НЛМК и ММК установила и поддерживала монопольно высокую цену на горячекатаный плоский прокат на внутреннем рынке. При этом «Северсталь» повысила цены, из-за чего прибыль выросла в три раза относительно показателей 2019–2020 годов.
Чтобы обеспечить конкуренцию в отрасли, ведомство выдало компании предписание и назначило штраф 8,7 млрд руб. Организация с актами службы не согласилась и обжаловала их в суде (дело № А40-79261/2022). АСГМ признал решение антимонопольщиков законным.
По мнению госоргана, цены на горячекатаный прокат выросли быстрее, чем его себестоимость, рассказывает Николай Вознесенский, управляющий партнер Эксперт обращает внимание, что три года назад спрос в экономике увеличился из-за окончания пандемийных ограничений и высоких темпов строительства и ввода жилья. Тогда цены на многие товары повышались из-за спроса, а не из-за роста себестоимости. Но ФАС отстаивает иной взгляд: объем продаж не увеличился, а прибыль — выросла.
Мировое соглашение между металлургами и ФАС обсуждается давно. Как мы видим, пока оно не состоялось, что отразилось, прежде всего, на размере наказания. При мирном урегулировании штраф обычно снижается.
Вознесенский считает, что дело «Северстали» можно рассматривать и в более широком контексте актуальных задач ФАС, которые состоят в следующем:
- Закрепить приоритет внутреннего рынка над экспортными поставками. Компании должны в первую очередь обеспечивать товаром внутренний спрос на недискриминационных условиях.
- Создать внутрироссийские ценовые индикаторы, на которые должны ориентироваться при продаже товаров в России через развитие биржевой торговли и формирование индексов на основе цен внебиржевых сделок.
- Не допустить резкого колебания цен в условиях борьбы с инфляцией. Для этого сдерживающим фактором служат сами антимонопольные дела и расширяющиеся механизмы ценового мониторинга.
Американская корпорация уплатила штраф в размере 1,1 млрд руб. Летом 2022 года ФАС признала корпорацию виновной в злоупотреблении доминирующим положением на рынке (ч. 2 ст. 14.31 КоАП). Компания навязывала российским разработчикам свою платежную систему. По правилам App Store создателям приложений для iOS нельзя было рассказывать клиентам об альтернативных способах оплаты за пределами онлайн-магазина. Корпорация требовала удалять ссылки на другие интернет-ресурсы и менять функции приложений так, чтобы форма регистрации не вела на внешние сайты.
Apple обжаловала решение ФАС в АСГМ (дело № А40-206450/2022). Две инстанции отказали в требованиях, и компания в конце декабря подала кассационную жалобу. 10 января АС Московского округа принял жалобу к производству и назначил заседание на середину февраля. 19 января корпорация уплатила штраф, о чем сообщило ведомство.
По мнению Кислицы, это решение соответствует политике компании Apple на российском рынке: «Ушли, не уходя». Юристы компании и внешние консультанты прекрасно осознают отсутствие больших перспектив обжалования решения ФАС после проигрыша в двух инстанциях, полагает эксперт. Валерия Пономарева, советник , считает, что компания уплатила штраф, чтобы избежать просрочки, которая грозила бы двукратным размером санкции ( ч. 1 ст. 20.25 КоАП).
Американской компании уплатить штраф не так просто. Нужно получить специальное разрешение от американского управления по контролю за иностранными активами (OFAC). При этом сроки выдачи лицензии законодательно не урегулированы.
АСГМ поддержал законность предупреждения ФАС для авиакомпании «Сибирь» (S7). В рамках одного подкласса тарифа S7 продавала билеты по разным ценам. При этом различия не были связаны с услугами на борту, дополнительными расходами перевозчика или временем, когда пассажир приобретает билет.
ФАС выдала компании предупреждение и обязала разработать и согласовать с ведомством ценовую политику. S7 обжаловала постановление, но суд встал на сторону службы (дело № А40-226982/2023). Это дело — первое за долгое время, где оценивалась законность предупреждения регулятора, обязавшего бизнес разработать коммерческую (ценовую) политику, отмечает Акимова. В большинстве случаев фирмы сами это делают, чтобы продемонстрировать прозрачность ценообразования.
ФАС установила новый порядок сбора и оценки региональных практик. Документ включает в себя несколько изменений:
- запретила включать в «белую» книгу акты и мероприятия, реализованные во исполнение федеральных законов и поручений правительства или президента;
- установила требования, согласно которым региональный орган власти должен привести пример положительного влияния практики на конкретный товарный рынок или сферу;
- расширила перечень оцениваемых направлений, добавив практики по импортозамещению, разработке и внедрению инструментов цифровизации, в том числе цифровых платформ, направленных на развитие конкуренции;
- усовершенствовала порядок отбора примеров для «черной» книги;
- скорректировала сроки представления примеров для включения в «белую» и «черную» книги — ежегодно до 1 февраля.
По мнению ФАС, изменения позволят регионам быстрее применять лучшие практики для развития конкуренции.
Регулятор продолжает выдавать банкам предупреждения за недостоверную информацию об их продуктах. В ведомство обратились граждане с жалобами на рекламу дебетовых карт «Альфа-банка», которую распространяли на стендах, экранах в московском метро, в эфире радиостанций и на телевидении. В объявлениях банк рассказывал, что все переводы и платежи по карте бесплатны. Но умолчал о существенных ограничениях этой опции.
Комиссия признала, что реклама дебетовой карты нарушает ч. 7 ст. 5 закона «О рекламе», так как потребители получали неполную информацию об услуге. ФАС выдала «Альфа-банку» предписание прекратить нарушать закон. Это уже четвертое дело за последние три месяца, которое служба возбудила в адрес банка из-за введения потенциальных клиентов в заблуждение.
Ранее регулятор оштрафовал «Райффайзенбанк» за похожее нарушение. В телевизионном ролике банк использовал утверждение: «Кешбэк на все». Компания исполнила предписание, но ФАС через суд обязала ее выпустить опровержение рекламы продукта за свой счет.
ФАС заявила, что отказывается рассматривать жалобы лиц, чьи права и интересы не нарушают действия заказчиков в рамках госзакупок. Теперь служба будет проверять, есть ли у авторов обращений спецтребования: лицензии или членство в СРО. Если у заявителя они отсутствуют, то антимонопольный орган не станет изучать жалобу. По мнению ФАС, мера поможет бороться с «профессиональными жалобщиками» и пресекать злоупотребления при оспаривании закупок.
В январе антимонопольный орган подвел итоги работы за 2023 год по нескольким направлениям.
- В сфере регионального тарифного регулирования служба предписала исключить 23 млрд руб. экономически необоснованных средств из тарифов. Провела пять плановых проверок, 81 — внеплановую и 15 контрольно-надзорных мероприятий совместно с Генпрокуратурой. Проверила 1598 тарифных решений и выдала 102 предписания об устранении нарушений.
- В сфере газораспределения оштрафовала организации на 356,9 млн руб. Служба выявила 1017 нарушений: из них 777 постановлений — в рамках бесплатной догазификации, а 240 — по стандартному техприсоединению к газу.
- Поступило 53 955 жалоб от участников госзакупок, что на 14,3% больше, чем в 2022 году. Из них 19 503 ФАС признала обоснованными. Еще служба рассмотрела 30 096 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, и 13 723 участника закупок должны пополнить реестр по решению ФАС.