Роль контрсанкционных указов президента
Контрсанкционные указы президента начиная с 2022 года определяют ключевые аспекты экономической безопасности России. Эти указы направлены на защиту стратегически важных отраслей экономики, предотвращение утечки капитала за рубеж и обеспечение стабильности финансовой системы.
Указы устанавливают ограничения и специальные процедуры, регулирующие участие иностранных инвесторов из недружественных стран в российской экономике, и закрепляют необходимость получения разрешений подкомиссии правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями для совершения и исполнения сделок с некоторыми активами, если одна из сторон сделки — лицо из недружественной страны.
Работа правительственной комиссии до 2022 года
Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России существовала задолго до 2022 года. Она была учреждена в рамках реализации закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», принятого в 2008 году. Основной задачей комиссии до 2022 года было рассмотрение сделок с участием иностранных инвесторов на предмет их соответствия национальной безопасности и интересам государства.
Аналогичные институты в разные года были созданы и в других государствах: США, Германии, Франции, Австралии, Китае и прочих.
До 2022 года правительственная комиссия занималась анализом сделок в стратегических секторах, таких как оборонная промышленность, энергетика, связь и прочих, для блокировки сделок, которые могли привести к потере контроля российских инвесторов над критически важными для страны активами. Стоит отметить, что количество заблокированных сделок было сравнительно небольшим.
Что изменилось в работе комиссии в условиях контрсанкционных мер
В соответствии с указами президента от 28.02.2022 № 79, от 01.03.2022 № 81 и Постановлением Правительства от 06.03.2022 № 295 создана подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Подкомиссия занимается рассмотрением вопросов и выдачей разрешений для совершения и исполнения сделок (операций) в рамках контрсанкционного законодательства России.
Для совершения (исполнения) соответствующих сделок сторона сделки должна обратиться за получением разрешения через профильное ведомство (министерство). В некоторых случаях профильных ведомств может быть больше одного, и тогда сделка потребует согласования каждого из них и последующего получения разрешения подкомиссии.
Одним из условий для выдачи подкомиссией разрешения на совершение (исполнение) сделок с иностранным «недружественным» участием стали установление дисконта к рыночной цене приобретения акций и долей и внесение обязательного добровольного взноса в бюджет России при выходе иностранных «недружественных» владельцев из российского бизнеса. Размер дисконта на начальном этапе составлял 50% к рыночной стоимости приобретаемого актива, определенной независимым оценщиком, но в октябре 2024 года был увеличен до 60%. Причины такого значительного увеличения дисконта можно объяснить несколькими факторами:
- снижение привлекательности сделок по выходу из России для иностранных инвесторов из недружественных стран — высокий дисконт делает сделки менее выгодными для иностранных продавцов, побуждая их либо отказываться от продажи, либо учитывать российские интересы в переговорах;
- стимулирование локальных игроков — благодаря сниженной цене приобретения российские компании и инвесторы получают больше возможностей для выкупа крупных и важных активов;
- предотвращение выхода иностранных игроков с российского рынка;
- предотвращение утечки капитала, особенно в валюте.
Хотя для иностранных владельцев выгодны расчеты в валюте, тем не менее с учетом того, что подкомиссия менее охотно одобряет сделки с расчетами в валюте, значительная доля расчетов по таким сделкам производится в рублях.
Размер добровольного взноса в бюджет также претерпел изменения. Изначально он должен был составлять минимум 5% от рыночной стоимости приобретаемых активов, если дисконт не превышает 90%, и 10% — если дисконт установлен в размере более 90%. Далее добровольный взнос был увеличен до 15% от рыночной стоимости активов в 2023 году, а затем до 35% — в 2024 году.
Не каждая структура сделки предполагает уплату добровольного взноса. Те иностранные «недружественные» инвесторы, которые остаются в России и создают новые предприятия, могут рассчитывать на отсутствие необходимости уплачивать добровольный взнос. Вместе с тем, поскольку добровольный взнос может быть уплачен как покупателем, так и продавцом, во многих сделках обязанность по уплате добровольного взноса возлагается на покупателя. В условиях значительного увеличения взноса наряду с увеличением дисконта это позволяет уходящему инвестору в определенной степени нивелировать потери в виде дисконта при определении цены сделки.
Наряду с дисконтом и добровольным взносом одним из условий получения разрешения подкомиссии на сделку является установление ключевых показателей эффективности работы бизнеса после его перехода к новым владельцам. На сегодня остается открытым вопрос, к чему может привести недостижение ключевых показателей эффективности в будущем, поскольку ответственность за это или же иные последствия этого в каком-либо виде законодательством пока не предусмотрены.
Совершенные и исполненные сделки, на которые ранее было получено разрешение подкомиссии, может проверить Счетная палата. Это еще раз подчеркивает значимость исполнения обязательств сторон сделки перед государством и необходимость тщательного подхода к определению условий таких сделок.