Передача бизнеса и благотворительность: для чего используют личные фонды

Передача бизнеса и благотворительность: для чего используют личные фонды
Иллюстрация: recraft.ai

Сегодня личные фонды выполняют много задач. Через них можно управлять семейным капиталом, передавать бизнес наследникам, оптимизировать налоги и оформлять долгосрочные сделки. Еще с помощью фондов можно дистанцироваться от активов. Это поможет уберечь имущество от санкций, а затем вернуть его. Другая функция — сохранить наследие, например передав коллекцию картин или доходы фонда в пользу общественно полезных проектов. Подробнее об этих и других возможностях личных фондов рассказываем в материале.

1
Передать активы без конфликта

В личный фонд можно передать различные активы, такие как недвижимость, бизнес или ценные бумаги. Структура управляет ими в интересах выгодоприобретателей, распределяя в соответствии с установленными критериями. Условия могут быть разные: достижение определенного возраста, успешное окончание учебы и многое другое, что позволяет контролировать и планировать передачу активов и доходов, рассказывает партнер White Square Михаил Суворов. Еще через личный фонд можно детально урегулировать передачу имущества или дохода в пользу физических лиц, которых невозможно определить заранее. В опыте руководителя практики частных клиентов Delcredere Алексея Наумова был случай, когда учредитель предусмотрел передачу имущества и пожизненные выплаты гражданину России, который станет первым лауреатом конкретной мировой премии в области естественных наук после учреждения фонда.

Фонд гарантирует и непрерывность бизнес-процессов во время наследования. В отличие от традиционной процедуры наследникам не придется ждать шесть месяцев после смерти владельца, чтобы вступить в права. Это критично, поскольку в этот период корпоративная жизнь фирмы ограничена — сложно сменить генерального директора и одобрить крупные сделки, напоминает Юлия Лисова, советник корпоративной практики «О2 Консалтинг»

Кроме того, личный фонд помогает избежать корпоративных войн между наследниками. С такими проблемами еще недавно столкнулись несколько крупных компаний, например «Сибантрацит» или Natura Siberica. Так, из-за конфликта между родственниками основателя Natura Siberica остановилось производство, а самой компании пришлось закрыть 80 магазинов.

Создание фонда предупреждает ситуацию, когда наследники ссорятся и продают бизнес ради получения денег за свои доли. А потому будущие поколения, способные возглавить и развить бизнес, не останутся ни с чем.

Роман Баханец, партнер Orion

Фонды выгодны и каждому отдельному наследнику: его механизмы защитят все активы, добавляет Баханец. Например, чтобы безопасно передать активы, основатель нефтяной компании «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров создал «Личный фонд Комарова Фоата Фагимовича». Директором стал его сын, а выгодоприобретателями — все члены семьи и общественная организация ветеранов. Известно, что в капитал фонда бизнесмен передал недвижимость и земельные участки.

Порой не все активы легко отследить. Это могут быть бездокументарные ценные бумаги, цифровые активы или имущество, которое не вносят в реестры. Наследники могут о них просто не знать, добавляет Юлия Андреева, партнер практики частных клиентов АБ S&K Вертикаль Фонд помогает ничего не упустить.

Важно помнить, что передачу бизнеса в личный фонд при необходимости могут оспорить. Если в бизнесе есть иные участники, то корпоративные договоры, которые ранее связывали учредителя фонда с ними, после передачи в фонд долей или акций компаний бизнеса необходимо заключить уже от имени фонда — автоматически они не переходят к фонду вместе с долями или акциями, отмечает партнер «Алимирзоев и Трофимов» Илья Алещев.

Передача бизнеса и любого иного актива в личный фонд — такая же сделка как любая иная, она может быть оспорена, если будет совершена с пороками.

Илья Алещев, партнер «Алимирзоев и Трофимов»

Если учредитель передает бизнес в личный фонд, чтобы снизить риски субсидиарной ответственности, нужно учитывать: контролирующим лицом могут признать как самого учредителя, так и должностных лиц фонда — его директора или членов совета. При этом Алещев обращает внимание, что суд будет оценивать, кто контролировал компанию на момент наступления объективного банкротства, а не во время рассмотрения дела.

2
Снизить риск санкций

За последние два года клиенты, сталкивающиеся с санкционными рисками, все чаще рассматривают личные фонды как инструмент защиты активов, делится Станислав Голотвин, управляющий партнер АБ «Павлова, Голотвин, Быканов и партнеры» Особенно с учетом того, что теперь можно создать международный личный фонд с регистрацией в специальном административном районе — например, в Калининградской области или Приморье — через редомициляцию или инкорпорацию.

Фонд можно использовать, чтобы разорвать связь бенефициара с его активами. Уставом можно временно ограничить права учредителя, а затем автоматически восстановить, когда будут соблюдены определенные условия, например после снятия персональных санкций или по истечении установленного срока, объясняет Суворов.

Например, глава и совладелец группы компаний «Меркурий» Игорь Кесаев, находящийся под международными санкциями, перевел в личный фонд 73% акций структуры «Меркурий ритейл», в которую входят сети «Красное & Белое» и «Бристоль». Так бизнесмен обезопасил активы и снизил риски контрагентов. 

Другой случай дистанцирования — личные фонды, в управление которых передали имущество Алексея Устаева, основателя и президента подпавшего под санкции банка «Викинг». Активы разделили между пятью фондами: «Наследие А», «Невский», «Ольгинский», «Петровский» и «Петроградский».

Такой механизм исключает влияние учредителя на управление фондом в период санкционных рисков, а затем возвращает ему контроль. При этом не нужны дополнительные юридические процедуры.

Михаил Суворов, партнер White Square

Если санкции еще не ввели, но есть риск, что их применят в отношении любого члена семьи, то передача имущества в личный фонд до введения ограничений может помочь защитить активы. Это снизит вероятность того, что все семейное имущество признают «контролируемым подсанкционным лицом» в будущем, поясняет Алещев. Это возможно поскольку с 2024 года можно скрыть данные об учредителе фонда из публичных источников и назначить независимого директора, не связанного с потенциально подсанкционными лицами.

Но если владельца бизнеса уже внесли в санкционные списки, личный фонд не защитит от последствий. Алещев напоминает, как предприниматели из российского списка Forbes срочно сокращали доли в бизнесе и выходили из советов директоров, чтобы спасти компании от статуса «под контролем подсанкционного лица». Но 16-й санкционный пакет ЕС признал такие действия обходом ограничений, и теперь этот подход больше не работает.

3
Оптимизировать налоги 

Оптимизация налогов — это одна из причин, из-за которых популярность фондов выросла. С прошлого года ставка налога на прибыль для фондов стала фиксированной — 15%, если 90% выручки составляют пассивные доходы, такие как дивиденды, платежи за сдачу в аренду недвижимости или ее продажа. Для сравнения: ставка налога для обычных компаний составляет 25%.

Вдобавок выгодоприобретатели не платят НДС при передаче имущества, если ее проводят по правилам фонда. А учредитель и его близкие (супруг, дети, родители, внуки, братья) не платят налоги с доходов, полученных от личного фонда.

Инвестор может уменьшить налоговую нагрузку и с помощью ЗПИФ: операции с паями не облагаются для него НДС, а недвижимость и транспортные средства, переданные в фонд, перестают быть объектом налогообложения у пайщика (ст. 378, 388 НК). Поэтому начисленные на них налоги уплачивает фонд за счет своих средств. 

Главное — помнить, что сами по себе ЗПИФ не освобождают инвесторов от налогов, а лишь отодвигают сроки уплаты по ним или перекладывают бремя на управляющую компанию, предупреждает Алексей Станчин, руководитель направления налоговой практики Tax Compliance Поэтому глобальной налоговой экономии через ЗПИФ и личные фонды добиться не получится.

4
Оформить сделку

Фонд можно использовать для структурирования сделок, но не с коммерческими компаниями. Законодательство строго регулирует такие договоры, что делает этот механизм менее эффективным, отмечает Наумов.

С помощью личных фондов можно планировать долгосрочные сделки по передаче имущества и выстраивать защиту на случай, если сделки оспорят при привлечении учредителя к субсидиарной ответственности. 

Алексей Наумов, руководитель практики частных клиентов Delcredere

Зато в частных сделках этот инструмент позволяет грамотно организовать передачу активов и минимизировать риски. Например, учредитель может передать в срочный личный фонд недвижимое имущество и ценные бумаги, а доход от них фонд распределит в пользу третьего лица. По истечении срока фонда его активы также перейдут этому лицу. Такая структура помогает покупателю подтвердить источник происхождения капитала, исключая его прямую связь с учредителем, поясняет эксперт.

По словам Алещева, на данном этапе фондами интересуются, чтобы структурировать активы в интересах учредителей на краткосрочном этапе, и в интересах будущих поколений семей на долгосрочном. Тем не менее, уже обсуждают использование личных фондов для оформления договоренностей между несколькими совладельцами бизнеса, когда высокое значение имеет конфиденциальность участия. Кто-то из таких бизнес-партнеров может более комфортно чувствовать себя в роли бенефициара личного фонда, особенно учитывая, что ранее такие отношения чаще оформлялись неформальными, не имеющими юридической силы договоренностями о «номинальном» владении акциями или долями и передаче дивидендов наличными.

5
Передать имущество на благотворительность

Если учредитель передал имущество в личный фонд, оно больше не входит в его наследственную массу. После смерти учредителя такое имущество остается в собственности фонда, и к нему не применяются правила об обязательной доле. Это касается всех видов имущества, включая культурные ценности, если они были внесены в фонд законным способом. Средства фонда можно использовать по целям, указанным в уставе — например, на благотворительность или на другие общественные проекты.

Еще это пригодится, если наследодатель — владелец большой коллекции предметов искусства. Тогда он может завещать ее созданному фонду, обойдя правила об обязательных долях наследников, объясняет Андреева.

Из-за правил о конфиденциальности пока трудно сказать, насколько распространены наследственные фонды, связанные с сохранением наследия, благотворительностью, и кто их учредил. Такая практика только начинает развиваться в России.

Юлия Андреева, партнер практики частных клиентов АБ S&K Вертикаль

Личный фонд также можно трансформировать в общественно полезный. Это позволяет гибко менять вектор деятельности с реализации личных целей к достижению благотворительных, образовательных или иных общественно значимых задач. Трансформировать фонд можно как при жизни учредителя, так и после его смерти в отдельных случаях. Наумов объясняет, что на практике это выглядит так: личный фонд, пока учредитель жив, направляет доходы на благотворительность, а после его смерти реорганизуется в общественно полезный.

Pro bono помощь на LegalCharity: итоги года правовой поддержки фондов и соцорганизаций

В благотворительных целях создан один из первых личных фондов в России — фонд фотографа Юрия Рыбчинского. Чтобы сохранить свои фотографии, известный коллекционер сформировал фонд и передал ему квартиру, где расположилась организация. В 2024 году этот фонд ликвидировали. Его выгодоприобретателями оказались благотворительный фонд «Старость в радость», фонд помощи бездомным животным «Рэй», а антиквариат передали Ярославскому музею. Как выяснились позже, фонд создали для упрощения исполнения завещания, аккумуляции активов и их дальнейшей передачи на благотворительные цели, рассказывает Андреева.

Классическим примером благотворительного личного фонда можно назвать известные международные фонды, например Фонд шведского изобретателя Альфреда Нобеля, Фонд основателя немецкого концерна Bosch Роберта Боша и Фонд Welcome Trust, созданный после смерти основателя британского фармацевтического холдинга Welcome Генри Велкома. Бенефициарами этих фондов выступают благотворительные организации и исследовательские центры, они спонсируют образовательные программы, медицинские и культурные. 

Теоретически наследники с обязательной долей могут пытаться оспорить передачу активов в фонд, но закон не дает им для этого особых инструментов, отмечает Алещев. Исключение — наследственный фонд. п. 5 ст. 1149 ГК дает бенефициарам такого фонда, которые одновременно являются наследниками с обязательной долей, право отказаться от статуса выгодоприобретателя и претендовать на обязательную долю. Однако это касается только наследственных фондов и не распространяется на личные фонды, созданные при жизни.

Если культурные ценности официально переданы в личный фонд, а не числятся за ним номинально, оспорить такую передачу значительно сложнее. Защиту усиливает отказ учредителя от полного контроля — например, если он не может единолично получать доход, распоряжаться имуществом или изымать его из фонда. Чтобы усилить устойчивость конструкции, в уставе фонда можно закрепить статус культурных ценностей как неприкосновенных активов, а в число бенефициаров добавить музеи или благотворительные организации.

Ксения Дали, менеджер практики оказания юридических услуг частным клиентам «Технологии Доверия»  

Новости партнеров

На главную