ПРАВО.ru
Практика
25 апреля 2025, 20:51

Мирное урегулирование и нотариальная экспертиза: Litigation Forum в цитатах

Мирное урегулирование и нотариальная экспертиза: Litigation Forum в цитатах
Позиция стороны спора должна быть краткой и аргументированной — это избавит судью от дополнительных сложностей. Если суд выбрал эксперта, на котором настаивал оппонент, лучше назначить нотариальную экспертизу по тем же вопросам. Такими рекомендациями поделились эксперты на Litigation Forum. Юристы отметили, что не всегда судебный спор — лучшее решение для сторон. А предварительные результаты исследования Право.ru показали: 69% респондентов заинтересованы во внесудебном решении конфликтов.
1
Подготовка к судебному процессу

❯ Юлия Карпова, партнер, руководитель судебной практики Инфралекс : «Можно посмотреть, какие есть способы улучшить свою переговорную позицию. В частности, изучить точки соприкосновения со своим контрагентом вне рамок отношений сторон».

Составляйте документы таким образом, чтобы избавить судью от дополнительных сложностей. Задумайтесь о том, как выразить свою позицию кратко и аргументированно. Раньше юристы пытались объемом текста демонстрировать доверителю отработанное ими время. Но можно же написать меньше и потратить на это столько же часов, потому что сокращение и упрощение — это достаточно трудоемкий процесс.

Вадим Зыкин, адвокат, партнер практики «уголовно-правовая защита» Chervets.Partners

❯ Екатерина Баранова, руководитель практики разрешения споров и банкротства SAVINA LEGAL : «Чаще всего корпоративные споры возникают в ситуации, когда акционеров или участников немного и они лично общаются. На старте они были объединены чем-то, но со временем ценность партнеров в их глазах упала. Так что одна из причин конфликтов внутри компании — построение бизнеса на доверии».

❯ Алексей Петров, старший юрист Регионсервис : «У меня скептическое отношение к протоколу разногласий — обычно это просто фиксация предложений сторон. Но протокол может иметь значение в контексте неравных переговорных возможностей. Он покажет, что мы пытались договориться, но в силу неравенства это сделать не получались».

Нет ничего более странного, чем непубличная компания, которая сначала выходит в СМИ с криком о помощи, а потом сама ходатайствует о закрытии судебного заседания. И открытое, и закрытое разбирательство можно использовать во благо, но здесь все-таки важна последовательность.

Иван Веселов, партнер практики разрешения споров ALUMNI Partners


2
Ведение дела в суде

❯ Сергей Кислов, адвокат Kislov.law : «Простые вопросы, такие как индексация, стали более популярны. Если должник жив, до банкротства мы еще не довели, то можно взыскать с него еще немного. Почему бы этим не пользоваться? Как говорится, копейка рубль бережет».

❯ Владимир Родионов, старший юрист Seven Hills Legal : «Консультация специалиста должна быть устной. Судьи реже сталкиваются с этой формой доказательств и не всегда правильно с ней работают, в частности принимают письменные ответы специалиста, из-за чего участники лишаются возможности задать ему вопросы. Это существенное нарушение, а потому кассация на этом основании отменяет акты».

❯ Александр Терентьев, партнeр, технический директор экспертной группы Veta: «Если судья выбрал эксперта, о котором ходатайствовал оппонент, то рекомендую назначить нотариальную экспертизу по тем же вопросам. И провести ее нужно в те же сроки, что и судебную. Такой ход поможет суду увидеть, что есть альтернативное мнение. Если удастся разбить судебную экспертизу, то вероятно вынесение решения на основе только нотариальной экспертизы».

❯ Ярослав Шицле, советник, адвокат Рустам Курмаев и партнеры : «Нотариальная экспертиза необходима для обоснования судебной, и на нее стоит потратиться. Особенно она эффективна в случаях, когда оппонент пытается ускорить процесс. Нужно помнить, что обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания».

Мы вели дело, в котором было более 100 000 доказательств. Мы понимали, что судье будет тяжело изучать все это, а потому самостоятельно систематизировали все доказательства и описали их со ссылками на документы. Ответчик же контррасчет не представил. По сути, это и стало залогом нашего успеха в том деле.

Сергей Косоруков, партнер Резник, Гагарин и Партнеры

❯ Никита Филиппов, заслуженный юрист РФ, заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» : «Направлять запросы для установления имущественного положения должника можно много куда, не все из них очевидны. В одном из исполпроизводств мы выяснили, что у должника есть коллекция оружия, стоимость экземпляров исчислялась сотнями тысяч рублей. Такое имущество хорошо тем, что его нельзя просто так спрятать».

Можно вполне эффективно сопротивляться перемещению доказательств из уголовного дела в связанное с ним арбитражное. Например, суды обращают внимание, что в уголовном процессе обвиняемый не может свидетельствовать против себя. Но самый сильный аргумент — это необходимость получить согласие следователя на использование материалов дела.

Евгений Орешин, партнер практики разрешения споров BIRCH


3
Поиск компромисса

На Litigation Forum Право.ru презентовало свое специальное исследование «Медиация в России». Его цель — узнать, насколько активно компании используют этот инструмент, с какими сложностями сталкиваются и как можно сделать внесудебный метод разрешения споров популярнее и эффективнее. Прием анкет для участия продлили до 1 мая. Ответы могут направить представители бизнеса, инхаусы, юристы и медиаторы.

Точной статистики о работе медиации в России пока нет. Поэтому мы решили провести собственное исследование, чтобы выяснить, как эта процедура используется на практике. Предварительные результаты показывают, что 69% респондентов заинтересованы во внесудебном решении конфликтов. При этом 30% участников исследования отметили, что им сложно найти подходящего медиатора.

Алексей Малаховский, редактор Право.ru

❯ Сергей Савельев, партнер Saveliev, Batanov & Partners : «Ведение дела в суде — это прежде всего об издержках. Менеджмент вынужден отвлекаться от прямой обязанности зарабатывать деньги. Приходится направлять силы на спор и общаться с юристами, а не принимать бизнес-решения и встречаться с контрагентами».

❯ Даниил Могилевский, старший юрист Адвокатское Бюро ЕПАМ : «Если активов у оппонента нет, то взыскать их уже нельзя. Можно, конечно, инициировать банкротство, продолжить разматывать этот клубок... Но есть случаи, когда лучше искать компромисс, а другие движения сторон будут попросту бессмысленными. Мировые соглашения — это отличный инструмент для сторон, которые уже навоевались друг с другом».

❯ Денис Беккер, старший юрист, адвокат АЛРУД : «Я видел решения суда, которыми недоволен истец. Те, что не устраивают ответчика. Бывают и акты, которые не удовлетворяют обе стороны. Но все же все мировые соглашения хотя бы в какой-то степени устраивают всех спорящих. Не каждое дело нужно завершать мирным урегулированием, но подумайте: может, ваш спор достиг того этапа, когда разумнее будет не рисковать и попробовать договориться?»

❯ Иван Веселов, партнер практики разрешения споров ALUMNI Partners : «Сторонники мирного урегулирования споров пытаются подать отсутствие преюдиции как преимущество. Но это, наоборот, недостаток. Фиксируя позицию в споре с крупным игроком, вы де-факто делаете работу за себя и всех лиц, пострадавших от недобросовестности вашего контрагента».

❯ Андрей Пьяных, директор департамента судебной и административной практики МТС: «Бывает и такое, что ваш оппонент намеренно тянет время. Пока вы ведете переговоры о мировом соглашении, другая сторона совершает сделки и выводит активы. Это еще один аргумент в пользу судебного разбирательства».

4
Legal-стратегии

❯ Виктор Юзефович, заместитель директора департамента судебной практики «Транснефти»: «Никаких правил или алгоритма выбора литигаторов у клиентов не существует. Это малообъяснимый процесс. Иногда совершить правильный выбор удается только со второго или третьего раза».

Пытаться предсказать исход дела, ориентируясь на возраст, биографию и прошлый опыт судьи, бесполезно — забудьте об этой мистике. Судьи зачастую непоследовательны, и при одних и те же обстоятельствах они делают противоположные выводы. 

Сергей Варламов, управляющий партнер Деловой фарватер

❯ Мария Михеенкова, советник Nextons : «Важно, чтобы свидетель рассказывал только то, что он знает. Не нужно делиться предположениями, своим мнением. Также нужно донести до человека, что он не обязан знать все. Если он не в курсе чего-то, лучше так в суде и ответить».

❯ Денис Лим, управляющий партнер Artegra Legal: «Попробуйте использовать разные каналы восприятия: слуховой, кинестетический... Это добавит вам убедительности. Дайте судье подержать какое-то доказательство, покрутить его в руках. По крайней мере, дадите ему возможность отвлечься от чтения материалов дела».

❯ Виктор Гайдук, руководитель направления по претензионно-исковой работе «Евраза»: «Есть юристы-перфекционисты — для них есть либо выигрыш, либо проигрыш. Но такой формальный подход способствует профессиональному выгоранию. Нужно напоминать себе, что победы не всегда грандиозны. Они бывают и маленькими».

Все презентации спикеров конференции доступны по ссылке.