Утренний обзор за 25 ноября: обновленное освобождение под залог и антиисковые запреты в КС

Deutsche Bank оспорил нормы «закона Лугового» в Конституционном суде. Немецкая кредитная организация утверждает, что антиисковые запреты блокируют доступ иностранных компаний к международным арбитражам. Сегодня же КС должен объявить решение по жалобе ВТБ о праве поставщика доначислять НДС сверх твердой цены договора. Параллельно Минюст продвигает реформу залога: ведомство предлагает пересмотреть порядок освобождения под залог по делам экономической направленности. Об этих и других событиях — в утреннем обзоре Право.ru.

ФНС отозвала надзорную жалобу по арестному залогу. ФНС отказалась от надзорной жалобы по делу Инзенского деревообрабатывающего завода (дело № А72-19547/2022) после того, как Верховный суд 20 ноября выпустил разъяснения о том, что налоговый арест по п. 2.1 ст. 73 НК в банкротстве порождает залог в силу закона. За день до этого свою жалобу отозвала и Генпрокуратура. При этом в июле по этому спору экономколлегия решила, что арест имущества должника не дает налоговой приоритета и не превращает ее требования в обеспеченные залогом.

КС разберется, можно ли автоматически повышать цену договора из-за изменения НДС. Жалобу подал ВТБ: банк оспаривает право поставщика доначислять НДС сверх твердой цены договора. Спор возник из-за контракта 2019 года с «Ситроникс Ай Ти» на софт Microsoft: при заключении сделки она не облагалась налогом, но после отмены льготы поставщик выставил счет с НДС 20%. Суды вынесли противоположные решения, но в итоге экономколлегия ВС обязала ВТБ доплатить 148,4 млн руб. (дело № А40-236292/2022). Банк посчитал, что это нарушает принцип твердой цены, и обратился в Конституционный суд. Заседание по жалобе прошло 7 октября, и сегодня КС огласит решение.

Deutsche Bank оспорил в КС антиисковые запреты для подсанкционных споров. Немецкий банк подал жалобу, утверждая, что антиисковые запреты (ст. 248.1 и 248.2 АПК) создают дискриминационные условия для иностранных компаний и лишают их доступа к согласованным механизмам урегулирования споров. Поводом стал спор с «Русхимальянсом» по банковской гарантии на сумму более €238 млн, выданной в обеспечение контракта на строительство газоперерабатывающего завода в Усть-Луге (дело № А56-60809/2023). Несмотря на арбитражную оговорку в пользу Международной торговой палаты, российские суды взыскали сумму гарантии с Deutsche Bank и обязали банк прекратить разбирательство в международном арбитраже, сославшись на «закон Лугового». Ранее зарубежный бизнес уже пытался оспорить эти нормы, но КС отказывался принимать подобные жалобы, лишь указывая, что государственные суды должны тщательно проверять обстоятельства таких дел и балансировать права участников. Жалоба находится на предварительном изучении.

Минюст предложил обновить механизм освобождения под залог. Сейчас эта мера почти не работает, и за год суды применяют ее всего несколько десятков раз главным образом из-за отсутствия понятных правил и страха судов брать на себя риск. Проект поправок к УПК предлагает привязать сумму залога к размеру ущерба по делу и дать судам право вводить дополнительные ограничения, например запрет на выход из дома, контакты с определенными людьми или выезд из города. Речь прежде всего идет о делах экономической направленности: уклонении от уплаты налогов, нарушении исключительных прав, мошенничестве с крупным ущербом и других преступлениях, связанных с имущественным вредом. Как сообщают «Известия», комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила эту инициативу 24 ноября.

Для сделок с жильем предложат недельный период охлаждения. Депутаты «Справедливой России» внесут в Госдуму проект, который вводит семидневный период охлаждения при купле-продаже жилья у физлиц, пишет РИА Новости. По задумке, покупатель должен будет перечислить деньги продавцу только после регистрации права собственности и не раньше чем через неделю после подписания договора. Оплату проведут через защищенный счет или аккредитив, наличные исключат. Кроме того, авторы инициативы предлагают обязать продавца единственного жилья подтвердить, что ему есть где жить после сделки, например получив нотариальное согласие родственника принять его. Инициаторы считают, что такая схема защитит пожилых и уязвимых продавцов от давления мошенников и снизит риски на вторичном рынке.

Татьяна Ким ответила на критику банков в адрес маркетплейсов. Основательница Wildberries через «Коммерсант» выступила с открытым письмом к ЦБ, правительству и парламенту, обвинив крупнейшие банки в попытке ограничить конкуренцию. Поводом стали требования Сбербанка, ВТБ, «Альфа-банка» и других запретить маркетплейсам субсидировать скидки через собственные платежные сервисы и карты дочерних банков. Она заявила, что претензии о «несправедливых скидках» и «недоплате налогов» — попытка защитить банковские комиссии и отказаться от расходов на кешбэк. По ее словам, сами банки активно используют налоговые льготы и развивают собственные онлайн-магазины и экосистемы, включая «Мегамаркет», «Самокат» и другие сервисы. Ким считает, что истинная цель банков — сократить собственные затраты, сохранить комиссионные доходы и ослабить конкурентов, что в итоге приведет к ухудшению условий для бизнеса и потребителей.

Новости партнеров

На главную