ПРАВО.ru
Сюжеты
20 августа 2015, 20:11

Техника и технология для юристов: основные тенденции Legal IT в 2015 году

Техника и технология для юристов: основные тенденции Legal IT в 2015 году
Фото с сайта thetimeblawg.com

Несмотря на то что область права традиционно считается не самой восприимчивой к переменам, юристы с все большим энтузиазмом используют технологические новинки. Как продемонстрировало исследование, проведенное специализирующейся на IT для юристов компанией Aderant, в Северной Америке, Европе и АТР 98 % юрфирм в 2014 году внедрили хотя бы одно технологическое решение. 37 % средних и 49 % крупных компаний увеличили часть бюджета, выделенную на IT. Новые технологии обусловлены необходимостью: доклад работающей в области Legal IT компании Peppermint демонстрирует, что клиенты хотят большего контроля над работой юристов и становятся более требовательными; как корпоративные, так и частные клиенты требуют моментальной помощи при решении вопросов, доступа к юристам 24/7, прозрачного ценообразования и экономии.

Представители Aderant провели исследование среди юристов и экспертов в области юридического IT, задав им единственный вопрос: каковы основные тенденции в этой сфере в 2015 году? В итоге удалось выделить четыре главных тренда.

1. Для управления проектами все чаще используют специальные программы и системы

Время ценится все дороже, а требования клиентов к эффективности работы юриста растут. Результат закономерен – компании все чаще готовы использовать современный софт для управления проектами, позволяющий автоматизировать текущую работу специалистов. Особенно актуальна эта тенденция для корпоративных юрдепартаментов, от которых из-за сокращения бюджета в условиях нестабильной экономической ситуации требуют делать больше за меньшие деньги.

Начинающие предпочитают софт для составления черновиков документа и налаживания внутреннего документооборота, более продвинутые переходят на ступень выше – к системам управления задачами (task management). Это позволяет рассчитывать время для выполнения конкретных, улучшает коммуникацию, помогает эффективно использовать имеющиеся ресурсы и не срывать дедлайны. Большая часть из используемых приложений и программ – облачные сервисы, что облегчает передачу информации.

Все более популярен софт для совместной работы команды – юристов, клиента или привлеченных специалистов, выстроенный фактически по образцу социальных сетей. Особенно близок такой формат молодым специалистам. Удобен он и для работы – все участники группы могут легко взаимодействовать, делиться информацией, редактировать документы и видеть нужные данные. По популярности подобные программы – обычно облачные сервисы – оставляют далеко позади часто используемую технологию eRooms.

2. Онлайн-биллинг

Когда клиенты стремятся экономить, все больше фирм готовы предложить альтернативные – и, разумеется, клиентоориентированные – варианты оплаты услуг. На этом фоне удачной оказалась идея онлайн-биллинга, дающего возможность клиенту контролировать процесс работы юристов над проектом и в итоге способствующего большей прозрачности работы компаний. Как правило, речь идет об облачном софте, позволяющем клиенту контролировать расходы на юриста в режиме online: программа извлекает информацию из внутренней биллинговой системы компании и передает ее на устройство клиента. Пользователь может выбрать, как часто он хочет получать оповещения, установить оповещение, привязанное к определенной сумме расходов, или отметить часть счета, вызывающую вопросы. Если клиент считает, что на юруслуги тратится слишком много денег, он может приостановить работу одним нажатием кнопки. (Об онлайн-биллинге в России и за рубежом читайте здесь>>.) Другими словами, речь идет о совместном с клиентом процессе построения и корректирования бюджета проекта.

"Большинство юрфирм составляют небольшие компании, и значительная часть из них все еще использует бумажную документацию. Однако смотреть стоит в сторону принятия и выстраивания биллингового процесса вместе с клиентом – результатом чего естественным образом станет больший уровень отчетности перед ним" (Джон Йейтс, Партнер Morris, Manning & Martin LLP)


3. Интеграция и взаимодействие юридических программ и используемых устройств

По мере того как юридический софт завоевывает рынок, все важнее становится интегрированность продуктов и устройств. Профессионалы, ищущие простых решений, и специалисты в области Legal IT, похоже, готовы эти решения представить: смартфоны, планшеты и ПК все более интегрированы.

"Однажды на ежегодной конференции Apple Стив Джобс объявил о запуске трех новых продуктов: плеера, инновационного телефона и устройства для выхода в интернет. Оказалось, что все три продукта по сути были одним революционным устройством – iPhone. Это был 2007 год. С тех пор устройства и программы продолжают аккумулироваться в одном устройстве, которое мы все носим с собой. Юридический рынок не может сопротивляться таким тенденциям. Больше и больше функций добавляется к нашим телефонам; интерфейс телефона проникает в ПК, и, конечно, мы ожидаем, что все будет интегрировано" (Питер Франкл, специалист в области права, издатель Legal Practice Intelligence)

Востребованы и технологии, позволяющие работать удаленно. Из одной тенденции вытекает другая: все большее значение приобретает кибербезопасность, которая в связи с распространением облачных сервисов беспокоит юркомпании.

4. Акцент на анализ данных

Растет значимость для юристов big data – анализа больших массивов данных, с опорой на результаты которого все чаще принимаются ключевые решения.

Место отвоевывают и технологии будущего – от распознавания речи до искусственного интеллекта, который, как пророчат эксперты, если не заменит юриста роботом, то уж точно приведет к существенному видоизменению профессии, оставив значительную часть повседневной работы специалиста за бортом.

***

И все же надеяться исключительно на технологии не стоит, сходятся во мнении эксперты. Помочь новые программные решения смогут только при желании существенно скорректировать принципы работы юристов.

"Компании, которые просто покупают технологии, полагая, что найдут волшебный способ избавиться от проблем, ожидает неприятный сюрприз. Технологии сами по себе редко решают проблемы. Скорее они помогают разрешить трудности в комплексе с переменами к подходам к ведению дел и менеджменту. Внимания требуют и вопросы безопасности. Биллинг и управление проектами – это не просто "нажатие кнопки", это предполагает реальные изменения в работе и общении юристов. Big Data и искусственный интеллект могут решить или не решить проблему, создать или не создать конкурентное преимущество. Необходимо активное участие, а не просто покупка программ." (Рон Фридман, консультант Fireman & Company, автор блога Prism Legal Blog)