Потребности бизнеса в услугах юристов-консультантов меняются – к такому выводу пришли ведущие аналитики, проанализировавшие работы юрдепартаментов компаний из разных отраслей. Роль юристов в бизнесе растёт, и каждый юрист должен все больше ориентироваться на эффективность и прибыль. Однако несмотря на то, что условия на рынке диктует клиент, традиционные юрфирмы не торопятся менять стратегию – и эту ситуацию успешно использует «большая четверка».
Перемены в инхаусе
Последние годы в инхаусе наметились существенные перемены. Юридические департаменты уже не просто сопровождают сделки, как это было в 1990-х, а становятся непосредственными участниками бизнес-процессов, а главы департаментов всё чаще участвуют в принятии ключевых для бизнеса решений как равноправные партнёры. По данным исследования "Бенчмаркинг юридической функции", проведенного в России PwC Legal, 33% руководителей юрдепартаментов подчиняются непосредственно генеральному директору, 76% входят в состав органов управления компаний и комитеты при них, 28% занимают должность заместителя гендиректора или другую аналогичную должность.
По мере того, как роль команды юристов в бизнесе возрастает, растут и требования к юрдепартаментам как к одному из звеньев бизнес-процессов. Юристы должны зарабатывать деньги, как и другие департаменты. В некоторых странах такой посыл восприняли в прямом смысле – так, юридические департаменты фактически работают как отдельное подразделение, за деньги выполняя работу для других фирм и принося прямой доход своей компании. Британские эксперты уверены, что вскоре юрфирмы столкнутся с конкуренцией со стороны целых команд из юристов-инхаусов. Особенно это коснется таких областей права, как интеллектуальная собственность, коммерческое и корпоративное право, трудовое право и коммерческая недвижимость. Британское законодательство позволяет командам инхаусов зарабатывать самостоятельно, оказывая услуги сторонним клиентам.
Следствие потребности экономить – желание получить универсальные услуги от консультантов, комплексную поддержку не только по юридическим вопросам, но и по бизнес-составляющей проектов. Потребность в работе на стыке юрисдикций и направлений выявили исследователи из Deloitte в ходе проведенного ими опроса представителей бизнеса. Каждая третья компания-приобретатель юруслуг указала, что хочет, чтобы поставщик юруслуг мог также привлечь экспертизу в области индустрии и бизнеса, которой в настоящее время большинство юрфирм не обладают. О смене нынешних поставщиков юридических услуг задумываются 52% участников опроса Deloitte.
Команды юристов, работающих в бизнесе, оказались перед непростой задачей: необходимо увеличить число выполняемых департаментами задач, минимизируя обращения к внешним консультантам и при этом не раздувая бюджет. Основной вызов департаментам – комплаенс, необходимость в котором существенно возросла на фоне множества законодательных инициатив и ужесточения регулирования как на внутристрановом, так и на международном уровне. 52% компаний российского рынка указали комплаенс в списке приоритетных задач, стоящих перед руководителями юрдепартаментов в 2016 году, говорится в исследовании PwC Legal "Бенчмаркинг юридической функции – 2016". Почти половина – 49 процентов – участвовавших в опросе, проведенном Deloitte, отметили рост расходов на процедуры комплаенса (см. "Правила дорожного движения в бизнесе: что такое комплаенс и зачем он нужен юристам").
Необходимость делать большие объёмы работы по юрсопровождению бизнеса в условиях ограниченности ресурсов и высокая скорость бизнес-процессов подстегнули еще один тренд – автоматизацию и стандартизацию работы инхаусов. 55% опрошенных Deloitte надеются, что в ближайшие пять лет использование технологичных решений в инхаусе существенно возрастёт. В российском бизнесе стандартизации и автоматизации в юрдепартаментах уже уделяют значительное внимание. По статистике PwC Legal, 97% компаний стандартизируют юридические процессы, 84% опрошенных отметили, что юридические процессы в компании так или иначе автоматизируют процессы, а 44% респондентов отмечают особую приоритетность задачи по автоматизации.
Задумались в фирмах и об эффективности работы юристов. Если раньше говорить о показателях эффективности в этой отрасли особенно не приходилось, то теперь всё больше компаний внедряют KPI. По данным PwC Legal, 65% юридических департаментов российских компаний организуют внутреннюю оценку деятельности юридического департамента представителями бизнесподразделений. 75% респондентов устанавливают КПЭ для руководителя юрдепартамента.
Консалтинг не хочет меняться
Тем временем "традиционные" юрфирмы консалтинга не торопятся с переменами. 66% юридических фирм, принявших участие в исследовании в рамках форума Managing Partner Forum, ответили, что, несмотря на усложнившуюся ситуацию на рынке юридических услуг, стратегия работы их компаний не изменилась вообще. Результаты особенно интересны в совокупности с выводами, сделанными компанией Altman Weil. В ходе проведенного ее специалистами исследования под названием Law Firms In Transition оказалось, что 59% респондентов не предпринимают никаких шагов по изменению деятельности компании потому, что их не просят об этом их клиенты.
Причины нежелания проявлять инициативу очевидны, отмечает Reuters. Во-первых, перемены – это сложно. Многие управляющие партнёры не мыслят в перспективе 7–10 лет, не думают о будущем бизнеса, отмечает издание. Акцент на бизнес-составляющую работы по-прежнему не так силён, и поэтому до недавнего времени уделялось мало внимания тому, насколько эффективно работают долевые партнёры в юрфирме.
Согласно исследованию MPF, 59% респондентов на вопрос о неэффективных долевых партнёрах ответили: "Вопрос требует внимания, но пока не проработан", то есть по сути признали, что партнёры не приносят достаточно денег в фирму, но эта проблема не решается. Вторая причина, по которой компании сопротивляются переменам – "перемены могут быть неприятны". Партнёр может не вносить существенного вклада в бизнес, но он не перестает быть партнёром, который "заработал" свою позицию в компании. В вопросы бизнеса часто вмешиваются и личные отношения – хотя на практике то, что гипотетический партнёр Икс хороший человек, который много лет проработал в компании, не оправдывает его статуса с точки зрения эффективности бизнеса.
Пока же, если к проблеме и обращаются, то без особой активности, и партнёров скорее увольняют. По данным Thomson Reuters, замена партнёров происходит на 0,87, что означает, что на 10 пониженных партнёров появляется в лучшем случае 9 новых.
"Четвёрка" перехватывает инициативу
Пока традиционные консалтеры отстаивают своё право ничего не менять, их конкуренты из юридических ответвлений "большой четверки" демонстрируют всё большую готовность перехватить инициативу. О том, что традиционные лидеры в области аудита начнут экспансию на юррынок, говорилось уже давно – и не без оснований. В 2013 году Ernst & Young через фирму EY Law, работающую в области права, наняла 250 юристов – общее число специалистов составило 1100. В том ж году фирма начала предоставлять юруслуги в 29 странах мира, в числе которых Австралия, Китай, Япония, Мексика и т. д. Компании работают в области коммерческого, трудового права и занимаются транзакциями с фокусом на финансовых услугах и банковской практике. Deloitte Legal в 2013 году запустила юрфирму в Шанхае. PricewaterhouseCoopers и KPMG уже оказывают юруслуги в рамках альтернативных бизнес-структур в Великобритании.
Сегодня именно компании "большой четверки" готовы оперативно отреагировать на запрос инхаус-юристов, отмечает Reuters, – именно эти компании готовы и обеспечить большую автоматизацию процессов, и предоставлять услуги нового формата на стыке юриспруденции и бизнеса, и работать, ориентируясь на показатели эффективности. То, что конкуренция со стороны "четвёрки" уже не прогнозы футурологов, а сегодняшняя реальность, продемонстрировало партнёрство между Deloitte и Allen&Overy под названием MarginMatrix – первое партнёрство между крупной международной юрфирмой и компанией большой четвёрки. Новая структура будет помогать банкам создавать и управлять тысячами деривативных контрактов и следить за процедурами комплаенса в разных юрисдикциях. Теперь на обработку информации по 10000 контрактов – таково среднее число контрактов крупного банка – уйдет всего 12 недель работы юриста, заявили компании, хотя в настоящее время это может занять до 15 лет. Кроме того, управлние юридическими проектами, технологиями и провайдерами ресурсов в США, ЕС и АТР будет осуществляться из единого центра – чего и хочет бизнес. По сути подобные партнёрства и есть то, что, если опираться на результаты исследований, отвечает запросам бизнеса и инхаусов: в отличие от многих традиционных компаний, они дают и широкие возможности для автоматизации процессов, и решают проблему комплаенса на глобальном уровне, и гарантируют "междисциплинарность" в поддержке проектов.
"Мы ставим перед собой цель удовлетворить потребности в новом типе услуг, сочетающем юридическую консультацию и стратегическое консультиование на стыке разных областей", – говорит Пит Хайн Митер, управляющий директор Deloitte Legal. Перспектива обострения конкуренции с компанией четвёрки должна спровоцировать традиционные компании на то, чтобы начать активно перестраивать принципы своей работы, уверены американские эксперты.