Все больше крупных юридических компаний открывают практики по семейному и наследственному праву. Если когда-то данные вопросы казались юристам мелкими и неинтересными, то участившиеся в последнее время международные бракоразводные процессы и многолетние наследственные споры доказали обратное. Наиболее актуальные вопросы в этой области обсудили ведущие эксперты на деловом завтраке "Семейное и наследственное право: законодательные изменения и актуальная практика", организованном "Право.ru".
Семейное право
20 лет назад вступил в силу действующий Семейный кодекс. Он стал четвертым кодексом по семейному праву в нашей стране. Кстати, именно в СССР в 1918 году впервые в мире семейное право было выделено в самостоятельную отрасль. За время действия СК многое изменилось и, как отметили собравшиеся на конференции эксперты, основному закону в сфере семейных отношений тоже пора обновиться.
Старший преподаватель кафедры гражданского права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Ольга Дюжева:
«В СК много «болевых точек», трогать которые надо с особой осторожностью. Поэтому законодатель сейчас идет по пути не глобальной реформы семейного права, а внесения точечных изменений – «латания дыр». И это правильно. Самые острые моменты, которые планируется реформировать в первую очередь, касаются детей и имеют неимущественный характер».
Один из таких "острых моментов" – институт опеки, который очень различается в России и зарубежом. У нас в стране оба родителя имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (ч. 1 ст. 61 СК). Это правило действует, даже если ребенок по решению суда остается с одним опекуном, который проводит с ним 90% времени. Поэтому "похищение" ребенка одним из родителей у нас не является преступлением.
Институт лишения родительских прав и вовсе отсутствует во многих зарубежных странах. В России родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
- уклоняются от выполнения своих обязанностей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иной медицинской организации;
- злоупотребляют родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи (ст. 69 СК).
В последнее время участились случаи лишения родительских прав "за бедность". По мнению Дюжевой, это неправильно – государство должно помогать таким семьям, а не отбирать у них детей. Эксперт выразила надежду, что в ближайшее время законодательство по лишению родительских прав станет мягче.
Предложения о реформировании семейного законодательства в части имущественных прав тоже звучат, хотя и реже. Среди них: уточнение норм об общем имуществе супругов, изменение содержания брачного договора и определение правового режима общих долгов супругов. Например, многие эксперты настаивают на внесение в СК понятия семейно-правовой сделки – сделки, направленной на регулирование отношений лиц при осуществлении ими прав и исполнении ими обязанностей, предусмотренных семейным законодательством.
Особые сложности возникают при разделе между бывшими супругами имущества, находящегося за рубежом.
Эксперт в Арбитражной Ассоциации, лектор в Российской школе частного права Олеся Петроль:
«К сожалению, российские районные суды не умеют обращаться с большим состоянием. Кроме того, они не особо любопытны, в отличие от международных. Поэтому в российской судебной системе жены состоятельных супругов редко что-то получают», – поделилась опытом.
Олеся Петроль объяснила, что при наличии имущества в другом государстве есть смысл обращаться за его разделом в иностранный суд – для этого необходимо лишь грамотно обосновать подсудность.
Вообще нормы, которые находятся на стыке семейного и гражданского права, часто вызывают проблемы. Самый яркий пример – правовое регулирование брачного договора. Многие юристы ошибочно применяют к этому договору нормы ГК, хотя он не является гражданско-правовым и регулируется СК (ст. 4 СК). У брачного договора есть отличительные признаки: это особый субъектный состав (лица, находящиеся в браке или планирующие вступить в брак), обязательная письменная форма и нотариальное удостоверение.
Партнер юридической фирмы «ЮСТ» Татьяна Старикова:
«В последнее время заключение брачных договоров в нашей стране становится все более и более популярным. Я рекомендую прописывать в брачном договоре порядок приобретения и отчуждения имущества, а также несения семейных расходов наиболее полно – поверьте, это может в дальнейшем избавить стороны от целого ряда проблем».
Наследственное право
При заключении брачного договора необходимо помнить: его условия, которыми договорный режим имущества супругов установлен только для случая расторжения брака, при определении состава наследства не учитываются (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»). Поэтому заключение брачного договора не избавляет лиц, которых волнует судьба их имущества после смерти, от необходимости составления завещания.
С 1 сентября 2016 года граждане, умершие в один день, могут наследовать друг за другом. Для этого органы ЗАГСа в записи акта о смерти и в свидетельстве о смерти теперь указывают не только дату, но и время смерти. Ранее такие лица считались умершими одновременно, и к наследованию призывались наследники каждого из них. Прежние правила продолжают действовать, если время смерти невозможно установить.
Управляющий партнер адвокатской консультации «Павлова и партнеры» Галина Павлова:
«Я считаю, что это осторожный, но правильный и справедливый шаг. Не знаю, многих ли наследников он коснется: в моей практике, например, таких случаев не было. Но подобные уточнения, несомненно, очень полезны».
На рассмотрении Госдумы находится законопроект о введении совместного завещания и наследственного договора. Предполагается, что совместное завещание будет определять порядок перехода прав на общее имущество супругов или имущество каждого из них. В случае развода супругов совместное завещание прекращает свое действие. Наследственный договор, по задумке разработчиков законопроекта, будет содержать в себе порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти и может возлагать на участвующих в таком договоре лиц обязанность совершить какие-либо действия. По мнению Павловой, данный законопроект пока сырой, хотя и очень интересный. Эксперт считает, что перед его принятием необходима серьезная доработка.
При наследовании хозяйствующего субъекта его новым собственникам не всегда удается сходу выстроить крепкие отношения с бизнес-партнерами. Поэтому в некоторых случаях имеет смысл назначить душеприказчика: тем более, он сможет управлять активами на период вступления в наследство.
Руководитель практики наследования UFG Wealth Management Екатерина Маркова:
«По закону этот срок составляет шесть месяцев, но на практике занимает в среднем около года. В течение этого времени наследники не вправе участвовать в управлении бизнеса, и без исполнителя завещания здесь не обойтись».
Маркова посоветовала назначать душеприказчиками незаинтересованных лиц. При этом можно даже указать в завещании, как следует вести себя душеприказчику при принятии тех или иных управленческих решений. Кстати, по закону исполнитель завещания вести расчеты с кредиторами не вправе (п. 1 ст. 1175 ГК).