Без перемен – так можно ответить на вопрос о ситуации в инхаусе за последние годы. Поворот произошел значительно раньше, после 2008 года, и повлек за собой расширение департаментов и частичный отказ от съедающих бюджет внешних консультантов. Необходимость сэкономить привела к тому, что департаменты начали интенсивнее эксплуатировать внутренние ресурсы. Но исследователи агентства Reuters, которые в очередной раз проанализировали тренды в инхаусе, обнаружили: перемены есть. Что беспокоит корпоративных юристов сегодня и зачем они идут к консультантам?
Что волнует корпоративного юриста
В списке наиболее важных для инхаусов вопросов в этом году оказались этика и комплаенс, изменения в законодательстве и защита данных. Юристам приходится фокусироваться на этих областях из-за их важности для бизнеса в целом, поясняют в посвященном инхаус-юристам докладе Reuters: именно юрдепартаменты должны следить за тем, чтобы работа компаний соответствовала законодательству, в том числе в области защиты данных. В этом году в списке трудностей добавились кибербезопасность, необходимость работать над расширением географии бизнеса. Другой важный вопрос – как правильно продемонстрировать ценность работы юристов для бизнеса: о первостепенной важности этой задачи говорили 9% опрошенных.
Однако самой значимой проблемой, с которой сталкиваются корпоративные юристы, ожидаемо оказалась нехватка денег. На первое место по значимости необходимость сокращения внешних расходов поставили 22% процента опрошенных, об ограниченных бюджетах как главной проблеме говорили 17% принявших участие в исследовании. Корпоративные юристы лучше понимают нужды бизнеса и его риски, аргументируют свою позицию в компаниях, пытаясь оставить максимум работы внутри фирмы.
Тенденция по перетягиванию работы от консалтинга в юрдепартаменты наметилась не сегодня: оставлять больше работы внутри компании фирмы пытаются с тех пор, как ситуация на рынке ухудшилась и возникла необходимость экономии. Согласно последнему докладу Reuters, посвященному работе юридических департаментов, этот тренд сохраняется и даже усиливается. Попытки сделать максимум работы самостоятельно влияют и на кадровую политику. Юрдепартаменты, как и в предыдущие годы, остаются небольшими по численности. Более чем в половине компаний в штате юрдепартамента состоит не больше пяти сотрудников. Однако им приходится быть "мастерами на все руки", так что предпочтение при выборе сотрудника отдают более образованному специалисту с широкой специализацией. По результатам исследования 65% юристов компаний занимаются общей практикой, и в повседневных вопросах к помощи консультантов прибегают только 10% опрошенных.
Налицо и другие последствия небольших бюджетов – более значимых, скорее, для консалтинга. Число фирм, с которыми работает бизнес, сократилось. Пересматривается и система оплаты: от почасовки чаще отказываются в пользу бонусов по результатам работы, фиксированной стоимости проекта или так называемых capped fees – ограничениях на общую цену услуг по проекту. В целом консалтинг все реже диктует цену: руководствоваться приходится той стоимостью проекта, которую заявляет клиент.
Зачем идут к консультантам
Политика корпоративных юристов не лишает консалтинг работы. Для решения более сложных и специфичных вопросов за помощью инхаусы по-прежнему идут в юрфирмы. Так, 60% опрошенных инхаусов обращаются к консультантам для решения специфичных вопросов или для работы в незнакомых юрисдикциях.
По результатам исследования Рейтер основные причины обращения к внешним консультантам – сложность вопроса и необходимость в узкой специализации. При сложной контрактной работе к ним идут 47% опрошенных, 41% обращаются в юрфирму из-за рисков, связанных с соглашением, 37% просто хотят снять с себя лишнюю нагрузку, 29% идут "на сторону", когда речь идет о зарубежных/нескольких юрисдикциях, а 15% – когда просто не обладают экспертизой в вопросе.
Часто к консультантам обращаются, когда дело доходит до суда. 61% опрошенных перекладывает судебные разбирательства на консультантов, когда ставки в деле особенно высоки, у 44% обращение к ним связано с тем, что спор завязан на другие юрисдикции. 43% обращающихся к юрконсультантам инхаусов смущает сложность вопроса. 38% заявили о том, что не идут в суд сами, поскольку не обладают необходимой подготовкой. Перегруз в качестве причины обращения к консультантам по судебным вопросам указали 39% опрошенных. Делая прогноз на будущее, большинство инхаусов указали: использование юрфирм в этом сегменте останется на том же уровне. 14% говорят о планах использовать консультантов при обращении в суды чаще, ссылаясь на рост объемов работ. 17% наоборот хотят сократить обращения к юрфирмам, заодно уменьшив расходы компании.
Наиболее распространенной ситуацией обращения к консультантам оказались сделки M&A. В этом случае их привлекают 77% опрошенных инхаусов. 69% указали, что при подобных сделках обращаются в юрфирму из-за сложности транзакций. Такой уровень работы с привлеченными специалистами по вопросам M&A сохранится и в дальнейшем, уверены 69% опрошенных. 22% говорят, что будут прибегать к услугам юрфирм чаще, 10% планируют сократить число обращений.
Еще одна популярная для передачи в юрфирмы область работ – споры в области интеллектуальной собственности. 55% участников исследования заявили, что идут в юркомпании с вопросами ИС из-за их сложности, 43% упомянули риски, связанные с конкретным объектом собственности. 77% опрошенных менять ситуацию не планируют, 12% говорят о возможном росте, а 10% – о вероятном сокращении работы с консалтингом по этим вопросам.
Тех, кто пытается делать всю работу внутри фирмы – минимум. Только 2% юрдепартаментов заявили, что делают всю работу сами – это на 3% меньше, чем в прошлом году. 27% указали, что стали чаще прибегать к услугам консультантов за последние два года (в 2015 г. – 24%). Тенденцию они объясняют ростом объемов работ – об этом заявили 72% инхаусов – и расширением компаний (55%). При этом 29% указали, что стали меньше обращаться к консалтерам (в прошлом году – 35%). Причины – политика сокращения расходов в фирме (48%) и перенос работы в инхаус (83%).
Такая работа нужна самому
В целом консультантов стали нанимать чаще, чем в прошлом году. Однако всё чаще инхаусы и консультанты работают над проектами сообща, разделяя зоны ответственности. Почти все респонденты согласились: есть работа, которую корпоративным юристам лучше делать самим с точки зрения понимания бизнес-процессов, которое у них зачастую лучше, чем у коллег в юрбизнесе. По сравнению с 2015 годом юрдепартаменты стали больше заниматься работой с контрактами, больше участвовать в проведении сделок M&A и в решении вопросов интеллектуальной собственности. Так или иначе в работе по сделкам участвуют 91% инхаусов (рост на 37% к 2015 г.), по ИС – 95% инхаусов (рост 36%).
Самостоятельная работа ведется инхаусами обычно на ранних стадиях процессов. Для большинства это внутренний сбор информации по вопросу (91%) и анализ возможности выиграть дело (75%). Разработкой стратегии для судебных споров занимаются уже реже – в этом участвуют только треть опрошенных, а аргументы для судебного спора прорабатывают всего 16% инхаусов. Наиболее высока зависимость компаний от юрконсультантов в дорогостоящих судебных разбирательствах.
В работе с M&A инхаусы сами проводят дью дилидженс (74%) и готовят предварительную документацию (69%). В вопросах интеллектуальной собственности инхаусы обычно решают повседневные вопросы (79%), ведут переговоры и разрабатывают соглашения (68%) и ведут тренинги по вопросам ИС для сотрудников фирмы (62%).
Кто поможет юротделу
Очевидно, что, несмотря на все усилия, обойтись без консультантов не получается. Другими словами – идет постоянный пересмотр того, что делать самим, а что сдавать на аутсорс. Юристов не хватает, и по мере того, как политика "сделай больше меньшими ресурсами" остается актуальной, размеры бизнеса явно перерастают численность юрдепов, указывают участники исследования. Итог – перегрузка персонала, высокая конкуренция на рынке инхаус-юристов, притом что во многих фирмах уже третий год не снимается запрет на набор новых юристов – и пересмотра политики пока не предвидится, уверены 74% опрошенных. При этом хотя новых сотрудников стали набирать меньше (30% случаев), и сокращений стало меньше: всех, кого могли, уже сократили. Четверть опрошенных планируют нанять новых юристов в 2017 году.
Новый тренд в юррекрутинге – введение позиции LDO – legal department operations, специалистов-неюристов в юротделе, основная задача которых – делать работу юрдепартамента эффективнее и ближе к бизнес-модели. Они разрабатывают стратегию работы юрдепартамента, ставят цели, организуют структуру, планируют финансы и работу с консультантами, а также нередко следят за тем, чтобы юристы не отставали в вопросах использования технологий и их внедрения. Сейчас такие специалисты есть у 21% компаний, что существенно разгружают юристов, освобождая им больше времени для их основных обязанностей. Их число будет расти, уверены в инхаусе. Возможно, это повысит и уровень технологичности юрдепартаментов – о расширении использования технологий в юридической работе, как о способе сэкономить, говорят всё чаще, но стоят юридические технологии недешево. В итоге и пожинают плоды прогресса далеко не все – по данным Рейтер, это меньше половины принявших участие в исследовании инхаусов.