Внедрение IT-решений в работу юриста из возможности превратилось в необходимость. Но те, кто стремится работать эффективнее за счет технологических новинок, сталкиваются с трудностями. Какие бонусы юристы надеются получить от использования IT- разработок и какие препятствия приходится преодолевать на пути к автоматизации работы, рассказывают зарубежные исследователи и российские сотрудники юридических департаментов.
Инхаусы под давлением
С каждым годом быть инхаусом все сложнее. От юрдепартаментов требуют постоянного роста продуктивности команды и существенного вклада в бизнес-процессы. Из "группы поддержки" главному юристу компании приходится стать советником, который поможет принять стратегическое решение. Справиться с растущим объемом и сложностью задач помогут технологии, убеждены юристы. Команды инхаус-юристов, у которых нет технологических ноу-хау, сталкиваются с затруднениями: продемонстрировать свою нужность бизнесу им не так просто, говорится в докладе Eversheds. В ходе исследования были проанализированы ответы более 200 глав юрдепартаментов компаний.
Опрос Eversheds продемонстрировал, что большинство юристов-инхаусов видят технологии как эффективный метод хранения и обработки данных – этот пункт указали 87% юристов. Еще 61% считают, что технологические решения помогают автоматизировать рутинную работу – этот аспект традиционно остается одним из самых обсуждаемых в сфере так называемой "юридической футурологии", эксперты которой прогнозируют сокращение числа юристов, занятых рутинной работой. Еще 60% опрошенных соглашаются, что технологические решения помогают управлять потоком работы, улучшая организацию труда.
Технологии помогают и наладить взаимодействие в коллективе. 77% опрошенных инхаусов указали, что они позволяют сотрудникам работать удаленно, способствуют более эффективной коммуникации (66%). Большинство отмечают также такие бонусы, как большая доступность информации, мобильность и связанность данных.
В чем проблема?
Технологии – это не только решения, но и проблемы. Основная из них - финансовая, на которую указали 64% опрошенных инхаусов: бюджет под технологические новинки получить у руководства часто непросто. Другие сложности - банальная нехватка времени на то, чтобы разбираться с новыми IT-возможностями, о которой говорят 56% опрошенных.
59% опрошенных инхаусов отмечают сложности интеграции новых систем в работу. Российские инхаусы видят и другое затруднение – отсутствие единого подхода к автоматизации. "Глобально самая большая проблема в том, что компании не видят целесообразности в автоматизации всего бизнеса, а отдельные подразделения пытаются оптимизировать работу небольшими блоками, но без должной консолидации и интеграции всех процессов это происходит не всегда удачно", – говорит Артём Саперов, старший юрист Юридического департамента холдинга "Мираторг".
Следующая трудность – то, что часто юристы попросту не могут решить, в какое технологическое решение стоит инвестировать. Это указал 51% опрошенных инхаусов.
Еще 33% обратили внимание, что членам команды не хватает навыков, чтобы полноценно использовать новые решения. Причем речь идет не столько о том, чтобы работать в новых системах, сколько об общем понимании их потенциала. "Автоматизация неэффективности только увеличит неэффективность", – цитируют западные юристы Билла Гейтса. Требуется общее понимание технологий, которое позволит применить их в нужном процессе. Технологии ради технологий – бессмысленная трата денег. "Мы применяем современные ИТ-технологии там, где их эффективность для бизнеса наиболее велика", – делится опытом Дмитрий Забуга, руководитель по автоматизированным правовым решениям ПАО "МегаФон".
Вопрос масштаба
Разрыв в технологических знаниях и умениях между инхаусами растет, констатировали исследователи. Объясняется это часто тем, что технологии в юридическом мире по-прежнему существуют не для всех. Часто автоматизация процессов воспринимается как то, что нужно только крупным компаниям. Такой взгляд обоснован: многие системы нацелены на работу скорее больших команд инхаусов – как по функционалу, так и по цене.
Применение современных технологий на малых и средних предприятиях пока не отличается особой эффективностью, признаёт Дмитрий Забуга: "Причина этого в том, что из-за малой конкуренции на рынке IT-решений для юристов их стоимость достаточно высока". В итоге автоматизация выше всего в компаниях, которые являются лидерами своих отраслей, то есть в крупных фирмах, замечает Артём Саперов. Когда штат фирмы – 5000 человек и выше, речь и заходит об автоматизации юридической функции, говорит он. При этом на сегодняшний день разрыв между крупными компаниями по степени автоматизации не такой большой, но если говорить про разрыв между крупными компаниями по сравнению с мелкими и средними – он значителен и будет только увеличиваться, считает Саперов.
Использование новых технологий в профессиональной деятельности юристов находится на одном уровне вне зависимости от отрасли, сходятся опрошенные "Право.ru" инхаусы. Если же говорить об уровне используемых технологий, то, по словам Дмитрия Забуги, на сегодняшний день, как правило, используются стандартные средства автоматизации бизнес-процессов. О применении каких-либо новых продуктов, например, основанных на использовании нейронных сетей, речь в юридической среде пока не идет.
Развитие юристов нужно бизнесу
От юристов требуют не столько поддержки, сколько непосредственного участия в бизнес-процессах – предложения оптимальных для бизнеса и юридически грамотных решений. Здесь существенно помогает возможность анализировать большие объёмы данных с помощью новых технологий. Юристам же недостаточно только профессиональных знаний, от них ждут умения находить не просто грамотные решения, а то, что будет выгодно компании в перспективе с учетом стратегии развития.
Хотя в приоритете по-прежнему остаются рост эффективности, управляющий партнер Eversheds Ли Рэнсон считает, что цифровые технологии стали важной частью более широкого "пакета поддержки", необходимого юрдепартаментам. "Тщательно выбранные технологические решения позволят командам юрдепартаментов сфокусироваться на работе, которая требует более высокой квалификации, и на "внедрении" юрдепартамента в бизнес, что позволит юристам участвовать в принятии решений на всех уровнях". Юрдепартаментам надо "перенаправить команду с низкоквалифицированной работы на более высокий уровень, что обеспечило бы им большую степень вхождения в бизнес", уверен он. Это не всегда будет связано с сокращением персонала с более низкой квалификацией. "Скорее, это инструмент мотивации собственных сотрудников: если раньше речь шла о рутинной работе с доверенностями, то процесс автоматизации позволил давать ему более сложные поручения, развивать его как юриста, а не как техсотрудника, занимающегося низкоинтеллектуальным трудом", – делится опытом компании Артём Саперов.
Какие именно решения требуются для успешной работы, юристам не всегда понятно. Согласно исследованию Looking Glass от 2016 года, 51% главных юрисконсультов сталкиваются с трудностями в вопросе, в какие технологии инвестировать. Треть инхаусов утверждает, что недостаточный опыт работы команды с цифровыми технологиями в целом – вызов для всех, кто пытается внедрить новые решения.
Однако российские инхаус-юристы видят проблему в другом.
"Главной проблемой для инхаус-юриста является прежде всего недоверие к тому, что современные высокие технологии могут повысить эффективность работы или даже боязнь того, что технологии вытеснят людей из профессии", – уверен Дмитрий Забуга.