1 февраля вступает в силу целый ряд изменений. Всех юристов должна заинтересовать возможность разрешать отдельные корпоративные споры в третейских судах. Вкладчикам и кредиторам будет полезно узнать, как на них отразится новый порядок определения размера резерва на возможные потери. Для предпринимателей важно своевременно и правильно установить кассовые аппараты с функцией автоматической передачи данных. А участникам госзукупок стоит ознакомиться с новым перечнем сведений, которые подлежат включению в Единую информационную систему.
Кассовые аппараты будут автоматически передавать в налоговую сведения обо всех покупках
Теперь ФНС будет регистрировать только те кассовые аппараты, которые отправляют оператору фискальных данных информацию обо всех кассовых чеках. Цели нововведения – упорядочить налоговый учет как со стороны налогового органа, так и со стороны налогоплательщика, а также исключить продажи без применения контрольно-кассовой техники. Планируется, что введение новой ККТ приведет к сокращению выездных налоговых проверок – зачем куда-то ехать, если у ФНС и так будут все данные?
Мнения юристов о том, как новые правила отразятся на работе бизнеса, разошлись. Старший юрист налоговой практики ЮФ "Инфралекс" Залина Абрегова считает, что в первые месяцы повсеместного внедрения "онлайн-касс" предпринимателей ожидают существенные расходы – на доступ в Интернет, покупку новой или модернизацию старой ККТ, получение усиленной электронной цифровой подписи, заключение договора с оператором фискальных данных, обучение персонала новому алгоритму и принципу передачи данных. По мнению Абреговой, такие расходы могут привести даже к закрытию бизнеса. С ней согласен юрист ЮК "Хренов и Партнеры" Михаил Будашевский: "Есть опасения, что финансовые возможности многих индивидуальных предпринимателей и организаций малого бизнеса (в особенности в небольших населенных пунктах) в принципе не позволят им в полной мере соблюсти требования нового закона. Поэтому остается надеяться, что в ближайшее время для таких участников оборота все же будут предусмотрены изъятия из общих требований". А старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк напротив, уверен, что объем дополнительных затрат будет весьма незначителен, а сами нововведения носят скорее техническо-контрольный характер и не повлекут ощутимых последствий для бизнеса.
Размер расчетного резерва банков увеличится
Расчетный резерв – величина потерь, которые может понести банк при отказе заемщика вернуть ссуду. С 1 февраля в связи с изменением порядка определения размера резерва на возможные потери – теперь он будет рассчитываться исходя из степени надежности заемщика – размер расчетного резерва увеличится. Это позволит избежать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием задолженности как невозможной ко взысканию. Для отдельных видов требований, в том числе для требований с обеспечением, будут предусматриваться специальные правила формирования резерва.
Партнер, адвокат КА "Юков и Партнеры" Светлана Тарнопольская уверена, что новые правила отражают тенденцию минимизировать риски банковской сферы в целях стабилизации работы всей банковской системы. "Общий принцип: на рынке банковских услуг должны остаться сильнейшие, способные собственным капиталом обеспечивать риски кредитования", – заявила Тарнопольская. "Изменения являются частью комплекса мер, направленных на более полный учет рисков, связанных с неосуществлением заемщиками реальной хозяйственной деятельности", – высказался Будашевский. "Нововведения направлены на снижение кредитных рисков банков и на уменьшение налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль", – считает юрист КА "Юков и Партнеры" Екатерина Сопко.
Эксперты сошлись во мнении, что новые правила могут затронуть заемщиков. "На вкладчиках изменения никак не отразятся. Скорее, они коснутся заемщиков – последним будет тяжелее взять кредит", – отметил финансовый директор ЮК BMS Law Firm Юрий Степанов. "Во взаимоотношениях банков и вкладчиков ничего измениться не должно. Но есть вероятность, что нововведения приведут к попытке банков увеличить процентные ставки по кредитам", – добавила Тарнопольская. "Для вкладчиков остаются актуальными общие рекомендации: прежде всего необходимо понимать, что обещание повышенного дохода по вкладам сопряжено с повышенными рисками. Это нужно учитывать при принятии решения о сотрудничестве с конкретной кредитной организацией", – напомнил Будашевский. "Обратить внимание на изменения в порядке формирования резервов необходимо в связи с тем, что их недостаточность является одной из наиболее частых причин отзыва банковской лицензии", – объяснил юрист АБ КИАП Роман Суслов.
Расширяется перечень сведений, включаемых в ЕИС в сфере закупок
Так, при закупке лекарственных препаратов нужно будет включать в реестр контрактов следующие сведения: наименование лекарственного средства и его производителя, номер регистрационного удостоверения и информацию о его держателе, лекарственную форму, дозировку, а также количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке.
"Ожидаемые нововведения носят больше технический характер, в связи с чем связанные с ними изменения не скажутся существенным образом на системе госзакупок. Весьма маловероятно, что расширение перечня сведений, включаемых реестр, и прочие новации повлекут за собой возникновение каких-либо дополнительных трудностей (кроме проблем, связанных с привыканием к измененным правилам игры)", – считает Хижняк. "Есть опасение, что новые требования создадут лишь видимость повышения прозрачности системы госзакупок. Некоторые из этих требований являются скорее формальными, а сами сведения, которые стали обязательными для включения в реестр, зачастую имеют весьма опосредованное отношение к условиям закупки. Впрочем, практика применения может подтвердить необоснованность таких опасений", – заметил Будашевский.
Отдельные корпоративные споры можно будет передать на рассмотрение в третейский суд
Речь идет о спорах, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией юрлица; о созыве общего собрания участников юрлица; об обжаловании решений органов управления юрлица; спорах по искам участника юрлица в связи с его правоотношениями с третьим лицом, и других (ст. 225.1 АПК, ч. 3 ст. 22.1 ГПК). Для того чтобы передать спор в третейский суд, необходимо заключить арбитражное соглашение. Все соглашения, заключенные до 1 февраля, считаются неисполнимыми. "При создании коммерческих организаций мало кто задумывается о перспективе возникновения споров и об их разрешении в третейском суде. Как правило, компании регистрируются на основании типовых учредительных документов, которые не предусматривают арбитражных оговорок. Поэтому чтобы передать спор в третейский суд, многим компаниям придется внести изменения в устав, для чего нужно единогласное решение всех участников. Это требует времени и может вызвать сложности", – считает адвокат ЮГ "Яковлев и Партнеры" Наталья Костина.
Третейские суды вовсю готовятся принять новые иски. Например, Российская Арбитражная ассоциация и Арбитражный центр уже разработали специальные правила рассмотрения корпоративных споров. Тем не менее, партнер Юридической фирмы "ЮСТ" Александр Боломатов считает, что в первое время нововведние не будет пользоваться большой популярностью: "Реформированные третейские суды с правом рассмотрения корпоративных споров еще должны заслужить доверие и авторитет. Пока степень недоверия к третейским судам велика, и нужно несколько лет, чтобы переломить такие убеждения. Думаю, что в указанном случае имеются перспективы формирования практики разрешения таких споров аналогично опыту зарубежных стран". "Опыт иностранных арбитражных центров показывает, что корпоративные споры передаются для рассмотрения третейскими судами не очень часто. Например, в немецкой институции (DIS) за время действия специальных правил корпоративных споров в арбитражный центр было подано всего около 10–15 исков. Большинство из них закончились не принятием арбитражного решения, а заключением мирового соглашения", – пояснила партнер адвокатского бюро КИАП Анна Грищенкова.
Недоверие третейским судам – не единственная причина, которая может остановить стороны от обращения к ним. "Думаю, поначалу арбитражные соглашения не будут пользоваться особой популярностью ввиду наличия определенных рисков. Например, лицо, которое не является стороной третейского разбирательства и в отношении прав и обязанностей которого вынесено решение третейского суда, вправе это решение оспорить, в связи с чем возрастает риск отмены принятого решения (п. 5 ст. 230 АПК)", – считает юрист ЮК "Хренов и Партнеры" Софья Карпенкова. "Широкому распространению арбитражных оговорок может помешать ряд неясностей в их правовом регулировании, высокий размер арбитражных сборов, а также невозможность получения информации о рассмотрении спора", – отметил старший юрист практики "Банкротство" ЮФ "Инфралекс" Станислав Петров.
Однако все юристы оценили новые возможности. "Преимущества третейского разбирательства – в оперативности и конфиденциальности рассмотрения споров. Кроме того, акты третейских судов в отличие от арбитражных не публикуются в открытом доступе, а значит, внутрикорпоративная история компании будет под охраной. А вообще, наличие альтернативы при выборе места рассмотрения спора является позитивным фактором, который позволит участникам и акционерам более гибко выстраивать внутрикорпоративные взаимоотношения", – считает юрист ЮФ VEGAS LEX Кирилл Никитин. "В любом случае хорошо, что у сторон есть возможность выбора, и они могут самостоятельно решать, куда обратиться", – согласилась Грищенкова.