Новеллы ноября затронут в основном юридических лиц – участников контрактной системы, финансового рынка, рынка ценных бумаг. Однако некоторые изменения будут интересны и обычным гражданам. Так, с 5 ноября вес бесплатной ручной клади сократится вдвое, а семья не сможет провести в самолете чемодан тяжелее 30 кг. Кроме того, возможно увеличение стоимости некоторых товаров, поскольку теперь с судов будет взиматься инвестиционный портовый сбор, который пойдет на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры. Подробности – в материале.
1 ноября
В реестре контрактов появятся сведения о соисполнителях и субподрядчиках
Если быть точными – о субъектах малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных НКО. Теперь заказчик будет вносить следующую информацию о них: наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, дату заключения и номер контракта, предмет и цену договора. Сейчас в реестре контрактов содержатся только данные о привлекаемых к исполнению субъектах малого предпринимательства и социально ориентированных НКО.
"Нововведение способствует реализации базовых принципов контрактной системы в сфере закупок, а именно прозрачности и открытости. Я его оцениваю скорее положительно – ведь будет раскрыта информация обо всех задействованных в исполнении контракта лиц. Это облегчит контроль в расходовании бюджетных средств", – считает юрист Практики разрешения споров ЮФ Eterna Law Алина Басырова. Кроме того, Басырова уверена, что сведения в отношении всей цепочки заключенных контрактов в рамках одной закупки должны минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных участников.
Юрист АБ "Казаков и партнёры" Владислав Косянчук напомнил, что отдельным субъектам предоставлены дополнительные преимущества при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. "Каких-то существенных изменений непосредственно в деятельность указанных субъектов нововведение привнести не может. Но тем не менее в нем видится некое внимание законодателя к нуждам малого бизнеса и социальной защите и поддержке граждан", – полагает Косянчук.
(постановление Правительства РФ от 13.04.2017 № 443)
1 ноября
Запрещается использовать специальные программы для доступа к заблокированным интернет-ресурсам
Роскомнадзор разработает список таких ресурсов и даст к нему доступ владельцам анонимайзеров и VPN-сетей. Именно они и будут обеспечивать соблюдение запрета. Если ведомство обнаружит, что какие-либо сервисы, сети или программы по-прежнему предоставляют возможность зайти на заблокированные страницы через зарубежные серверы, владельцу сервиса будет направлено требование. В случае, если в течение 30 дней владелец сервиса не заблокирует доступ к запрещенному контенту, Роскомнадзор сделает это самостоятельно.
Операторы поисковых систем также должны прекратить выдавать ссылки на заблокированные информационные ресурсы – за неисполнение этого требования будут применяться соответствующие санкции. Партнер АБ "Линия Права" Вадим Конюшкевич предположил, что популярные среди российских пользователей поисковые системы "Яндекс" и Google в первую очередь перестанут выдавать ссылки на запрещенные ресурсы – ведь у них уже есть опыт взаимодействия с Роскомнадзором.
Часть юристов отметила, что нововведение многим создаст серьезные трудности: "С вступлением в силу поправок в первую очередь под удар подпадают владельцы VPN-сервисов и анонимайзеров, которые, как правило, имеют иностранное происхождение".
"Также определенные негативные последствия могут почувствовать компании, которые в ходе своей деятельности опираются на VPN-сервисы", – считает юрист Корпоративной практики Capital Legal Servies Вадим Ковалев. "Безусловно, изменения существенно осложнят доступ пользователей к некоторым ресурсам. Однако на то, чтобы полностью перекрыть доступ к ним, потребуется много времени и сил", – заявил юрист корпоративной практики ЮФ Eterna Law Игорь Посикера.
Другие юристы уверены, что изменения не принесут никакого эффекта.
"Можно не сомневаться – борьба с анонимайзерами больше напоминает борьбу с ветряными мельницами. Ведь даже если предположить, что все владельцы анонимайзеров будут строго исполнять требования принятого закона, у российского пользователя все равно останется множество способов обхода блокировки", – считает юрист АБ "Казаков и партнеры" Григорий Скрипилев. С ним согласен юрист корпоративной практики Capital Legal Servies Глеб Апёнкин:
"Реализация этого проекта будет сходна с реализацией "пакета Яровой" – большие амбиции, но слишком существенные затраты и сложности с имплементаций. Без внедрения дополнительных технологий, например, таких как использует КНР в рамках проекта "Золотой щит" (DPI – Deep Packet Inspection; Connection probe; Support vector machines), ограничение доступа к определенной информации будет носить точечный характер".
В оценках новелл мнения тоже разошлись. "Изменения делают регулирование интернета менее определенным, дают административным органам чрезмерную свободу усмотрения, ущемляют конституционные права людей", – заявил юрист практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" санкт-петербургского офиса ЮФ "Борениус" Алексей Грибанов.
"Критики подобных законодательных мер говорят о попытке ограничить фундаментальные конституционные права общества на получение и размещение информации. Полагаю, что не это было целью законодателей. Подобное регулирование и практика существует во многих развитых демократиях", – отвечает управляющий партнер бюро "Андрей Городисский и партнеры" Андрей Городисский.
(Федеральный закон от 29.07.2017 № 276-ФЗ)
1 ноября
Появится инвестиционный портовый сбор
Это сбор на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к федеральной собственности. "Полагаю, что его появление связано с потребностью строительства и расширения морских портов, а также улучшения их деятельности", – считает юрист Практики разрешения споров ЮФ Eterna Law Анастасия Серова. Инвестиционный портовый сбор будет устанавливаться в отношении наливных и сухогрузных судов, включая контейнеровозы. Порядок определения размера инвестиционного портового сбора, порядок его взимания и применения утвердит Правительство. Предельная ставка этого сбора в морских портах оценивается в диапазоне от 1 руб. до 22,08 руб. на тонну валовой вместимости. Точный размер будет зависеть от порта взимания и типа судна.
"Введение сбора на строительство объектов портовой инфраструктуры направлено на пополнение бюджета. Скорее всего, в итоге оно приведет к повышению цен и тарифов на оказываемые услуги на территории морских портов, включая стоимость перевозки пассажиров и грузов", – заявил управляющий партнёр АБ "Яблоков и партнёры" Вячеслав Яблоков. "Насколько введение сбора повлияет на стоимость портовых услуг и на конечную стоимость продукции, в том числе поставляемой на экспорт, будет зависеть от его размера.
Однако на текущий момент можно сказать, что при надлежащей реализации введение сбора может помочь найти баланс между интересами публичной и частной стороны и создать благоприятные условия для роста числа инвестиционных проектов", – уверена юрист Практики государственно-частного партнёрства Capital Legal Servies Ирина Дударева.
(Федеральный закон от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
3 ноября
Установлены базовые стандарты саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка
Базовые стандарты являются обязательными для исполнения всеми финансовыми организациями в России. Они адресованы в большей степени потребителям финансовых услуг, преимущественно не обладающим профессиональными знаниями, и призваны обеспечить защиту их прав и интересов. Проверка соблюдения базовых стандартов – задача СРО в сфере финансового рынка.
Указанные стандарты согласованы Комитетом по стандартам при Банке России. Сейчас действует более 10 комитетов практически по каждому виду деятельности – это и профучастники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, форекс-дилеры, депозитарии, управляющие, регистраторы), и представители рынков страхования, микрофинансирования, коллективных инвестиций.
"Нельзя недооценивать масштаб работы этих комитетов, учитывая, что каждому из них необходимо согласовать и представить на утверждение Банка России, по меньшей мере, по два базовых стандарта", – считает партнер Линии Права Олег Бычков. Он уверен, что приведение этого процесса к единому знаменателю способно лишь положительно отразиться на эффективности деятельности как самих комитетов, так и профильных подразделений Банка России.
(указание Банка России от 09.08.2017 № 4484-У)
4 ноября
Вводятся новые правила приостановления и прекращения деятельности участников рынка ценных бумаг
Следить за тем, чтобы при наступлении указанных событий профучастник исполнил все свои обязательства перед клиентами, будет Банк России в порядке постлицензионного контроля. "Изменения по сравнению с предыдущими редакциями сложно назвать масштабными. Это связано с тем, что основные положения относительно прекращения деятельности профучастников содержатся в законе о ценных бумагах. Нововведение лишь детализирует и аккумулирует в одном акте все нормы", – заявил Бычков. "Обновление носит технический характер: процедуры приостановления и аннулирования лицензий теперь разнесены в отдельные главы. На деятельность самих участников рынка это не окажет заметного влияния", – соглашается юрист корпоративной практики ЮФ Eterna Law Сергей Черный. Ранее действовавшее Положение Банка России утрачивает силу.
(положение Банка России от 20.09.2017 № 601-П; указание Банка России от 20.09.2017 № 4536-У)
5 ноября
Вес бесплатной ручной клади сократится вдвое
С 5 ноября он будет составлять 5 кг. Сейчас перевозчик не может установить норму провоза ручной клади менее 10 кг на одного пассажира. Габариты клади тоже будет устанавливать перевозчик исходя из размера полки для багажа в салоне самолета или пространства под пассажирским креслом. Будут ли авиакомпании менять свои требования, зависит только от их политики.
Сверх установленной нормы бесплатно можно провезти дамскую сумочку или портфель, папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания, детское питание для ребенка в полете и люльку для него же, телефон, фотоаппарат, видеокамеру, портативный компьютер, костюм в портпледе, а также костыли и складную коляску. Эти предметы не взвешивают и провозят при себе в салоне самолета.
Изменения предусматривают, что товары, приобретенные в Duty Free и упакованные в запечатанный пластиковый пакет, тоже могут быть бесплатно пронесены на борт. Однако их вес и габариты устанавливает перевозчик.
Известно, что нормы бесплатного провоза багажа суммируются, если одним рейсом следует семья. При этом максимальный вес одного чемодана на семью теперь не может превышать 30 кг. За провоз багажа сверх меры придется доплатить (см. "Поезда и самолеты: права пассажиров, о которых вы не знаете").
(приказ Минтранспорта от 5 октября 2017 года № 409)