Верховный Суд РФ назначил денежный залог для освобождения из-под стражи руководителей компании "Евразия логистик", обвиняющихся в незаконном выводе активов крупнейшего в Казахстане БТА-банка на сумму в $4,3 млрд. Для финансового директора Артема Бондаренко залог установлен на уровне в 50 млн рублей, а для директора по экономике Алексея Белова — 40 млн рублей, пишет "Коммерсант". Это решение было вынесено при рассмотрении жалобы защиты Белова и Бондаренко на продление Мосгорсудом срока ареста их клиентов, находящихся под стражей с 18 марта 2010 года.
Белов и Бондаренко обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 (мошенничество), части 3 статьи 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана), части 4 статьи 174.1 (легализация имущества, приобретенного в результате совершения преступления), части 2, 3 статьи 327 (подделка и использование заведомо подложных документов) УК РФ.
В Следственном комитете при МВД РФ официально комментировать решение ВС о залоге отказались. Неофициально же сотрудники ведомства заявили "Коммерсанту", что "ошарашены" им. По словам одного из представителей СК, "Верховному суду отлично известно, что подельники этих лиц сбежали за границу. Гарантий того, что освобожденные не последуют их примеру, нет никаких". Скорее всего, имеется в виду бывший владелец БТА-банка Мухтар Аблязов, который в России заочно арестован и объявлен в розыск.
Это уже не первый случай, когда Верховный суд поправляет Мосгорсуд и другие суды по вопросу о применении ареста в качестве меры пресечения для обвиняемых в преступлениях, связанных с предпринимательской деятельностью. Десять дней назад Коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ удовлетворила надзорную жалобу защиты на арест Михаила Ходорковского и Платона Лебедева с августа по ноябрь 2010 года. В декабре 2010 года ВС освободил под залог в 50 млн руб. Павла Панова, обвиняемого в преднамеренном банкротстве ОАО "90-й экспериментальный завод", котролируемого госкорпорацией "Ростехнологии" (в этом случае было отменено решение Мособлсуда).
Судя по всему, от Верховного Суда требуется обобщение практики относительно применения "мягких" мер пресечения в целом и в отношении предпринимателей в частности, так как одного только примера высшей судебной инстанции для нижестоящих судов явно недостаточно. Залог, например, пока применяется в России в незначительных масштабах. "Право.Ru" констатировало в материале "Сколько стоит выйти под залог в России, и где это проще сделать", что с начала 2009 года по конец первого полугодия 2010 года под залог по всей России вышли 2068 человек, причем на Смоленскую и Белгородскую области суммарно приходится 23% всех решений об избрании такой меры пресечения — это уже само по себе свидетельствует о громадной диспропорции. При этом в крохотной по сравнению с Россией Шотландии, где проживают немногим более 5 млн человек, в период с 2008 по 2009 гг. под залог освободились 58300 задержанных, а, например, в австралийском штате Новый Южный Уэльс (население 7 млн) только за один 2008 г. в обмен на денежный залог на свободу вышли 36800 человек.