Конфликт между Генпрокуратурой и Следственным комитетом, возникший вокруг дела об изнасиловании 7-летней девочки в Благовещенске — областном центре Амурской области — набирает обороты. Подразделение СКР решило возбудить уголовное дело, фигурантами которого могут стать прокурорские работники, общавшиеся с матерью пострадавшей девочки, а прокуратура попыталась его отменить, пишет "Коммерсант". Процессуальные действия проходят на фоне словесной перепалки.
Накануне СМИ сообщали, что Следственное управление СКР по Амурской области возбудило уголовные дела в отношении работников местной прокуратуры, которые отказались рассмотреть заявление матери пострадавшей девочки и посоветовали ей обратиться в Следственный комитет. Однако официальный представитель СКР Владимир Маркин поправил их: дело, мол, возбуждено по факту отказа, а не в отношении конкретных прокуроров. При этом следователи утверждают, что их вместе с матерью потерпевшей не пустили в здание прокуратуры, где женщина хотела назвать людей, отказавшихся принять у нее заявление.
Поправляться пришлось и надзорному ведомству. Сначала Прокуратура Амурской области заявила, что уголовное дело в отношении прокурорских работников прекращено, поскольку руководитель регионального следственного управления СКР был не вправе принимать такое решение в отношении работника прокуратуры области — этим правом наделен лишь председатель СКР или его заместитель. Однако поздно вечером стало известно, что постановление о прекращении дела отозвано: вероятно, в прокуратуре разобрались, что оно по факту, а не в отношении определенных лиц.
Эти события спровоцировали словесную перепалку между двумя ведомствами. Генпрокурор Юрий Чайка расценил действия следствия как "пиар", заявив, что "события в Амурской области были спровоцированы так же, как и события на Манежной площади", пишет "Коммерсант". Чайка явно намекает, что причиной беспорядков в Москве в декабре 2010 года было решение следователей отпустить участников нападения на фаната "Спартака" Егора Свиридова и его друзей. В свою очередь, СКР упрекает надзорное ведомство в противодействии расследованию дела "амурского педофила", проводя параллель с делом о крышевании подмосковных казино, расследование которого, по мнению следствия, также тормозит прокуратура.
Напомним, что преступление в отношении ребенка было совершено 19 июля. Согласно оперативным материалам, 38-летний Алексей Жицкий подошел к игравшим во дворе дома девочкам семи и шести лет и предложил им отправиться на речку, а поскольку дети его знали, они согласились на эту прогулку. После этого Жицкий совершил в отношении семилетней девочки насильственные действия сексуального характера, угрожал ей расправой и попытался душить. Он был задержан, но затем отпущен полицейскими, что спровоцировало попытку самосуда: в ночь на 22 июля более 200 человек попытались наказать предполагаемого преступника и его пришлось защищать силами ОМОНа. Увезти его следственная группа смогла лишь под видом сотрудника полиции.
Изначально следователи усмотрели в том, что Жицкий оказался на свободе, вину полицейских. Были задержаны старший оперативный дежурный третьего отдела полиции Благовещенска Валентин Овчинников и начальник этого отдела Николай Лапердин, однако решение о задержании было оспорено прокуратурой, а Благовещенский городской суд отклонил ходатайство об их аресте. "Сотрудники полиции задержали подозреваемого, все материалы были предоставлены следователю из местного следственного управления СКР, — сказал по этому поводу прокурор Амурской области Николай Пилипчук. — Именно он принимал решение, чтобы отпустить педофила… Вины [сотрудников полиции] в этом скандале нет".
Позднее в отношении следователя, о котором говорил Пилипчук, действительно было возбуждено уголовное дело. Старший следователь Следственного управления СКР по Амурской области Юрий Кукаев обвиняется в халатности, он задержан, следствие направило в суд документы, необходимые для решения вопроса о его аресте. "У следствия есть основания полагать, что он может скрыться, так как до этого мы несколько раз звонили ему, но он не брал трубку", — рассказал, как сообщало РИА "Новости", на пресс-конференции старший помощник руководителя областного подразделения СКР Алексей Лубинский. Коллеги теперь официально называют Кукаева "бывшим следователем".
В свою очередь государственная "Российская газета" публикует запись телефонной беседы между дежурным по ОВД и Кукаевым. Из нее следует, что следователь распорядился, чтобы полицейский направил девочку в сопровождении матери на обследование к судмедэкспертам (разговор проходил поздно вечером). "Ну а со злодеем что делать, опросить и выпустить?" — спросил дежурный. "Опросить и отпустить, что теперь",— ответил следователь.