ПРАВО.ru
Законодательство
24 мая 2022, 16:21

Госдума рассмотрела новеллу о внешнем управлении бизнесом

Депутаты поддержали новеллу в первом чтении. При этом их мнения разошлись в вопросе, нужно ли перед вторым чтением расширить его нормы до полноценной национализации или сузить и ужесточить критерии для введения временной администрации.

24 мая Государственная дума рассмотрела в первом чтении законопроект, который вводит институт внешней администрации. Назначить ее можно будет в компанию, которая не менее чем на 25% принадлежит иностранным лицам, а ее руководство либо прекратило исполнять свои функции, либо объявило о прекращении ее работы. Иностранным лицом также могут быть признаны российские резиденты, которые «связаны с недружественным государством».

Внешнюю администрацию можно будет вводить в значимых предприятиях. Таковыми могут признать фирмы, которые:

  • занимаются производством товаров первой необходимости; 
  • занимают крупную долю на рынке (монополисты или с доминирующим положением); 
  • выступают градообразующими предприятиями (обеспечивают 25% рабочих мест в населенном пункте); 
  • включены в цепочку поставок значимых производств.

Кроме того, под внешнее управление могут попасть компании, прекращение деятельности которых может привести к катастрофам, увеличению цен для потребителей, а также к невозможности эксплуатации социально значимых объектов.

Внешняя администрация будет назначаться по инициативе руководителя отраслевого министерства или главы региона, где работает организация. Первоначально соответствующую инициативу рассмотрит межведомственная комиссия при Минэкономразвития. С ее согласия дело передадут в АСГМ, который и примет решение о назначении внешнего управляющего. Функции внешней администрации авторы инициативы предлагают по умолчанию передать госкорпорации «ВЭБ.РФ». Порядок оплаты ее работы определит правительство.

Внешняя администрация может быть реализована двумя способами: путем передачи ей полномочий руководителя организации или путем передачи ей долей и акций компании. При этом у первоначальных собственников таких компаний будет три года на то, чтобы вернуться к нормальной работе или продать свою долю в предприятии.

В случае добровольного возврата иностранных лиц к работе комиссия может обратиться в суд для досрочного прекращения работы внешней администрации. При этом они должны будут подтвердить намерение устранить все недочеты, которые привели к ее назначению.

«Закон действительно имеет экстраординарный характер. Многие процедуры сокращены», — признал депутат от КПРФ Сергей Гаврилов. Это нужно, чтоб принять меры в отношении небольшого количества компаний, руководство которых «занимает враждебную позицию».

При этом действия властей остаются предельно правовыми, настаивает Гаврилов. Внешнюю администрацию будут вводить исключительно по решению суда, подчеркнул он.

Критерии введения внешней администрации и полномочия межведомственной комиссии при МЭР доработают ко второму чтению, пообещал Гаврилов. Пока нет однозначного решения по вопросу о том, будет ли норма касаться компаний с госучастием, которые отвечают критериям для введения внешнего управления (например, Сбербанка). Эту тему тщательно проанализируют перед вторым чтением.

Национализация против института собственности

«Не считаете ли вы игру в то, что мы хотим что-то защитить, работой на пятую колонну?» — спросил депутат от КПРФ Николай Коломейцев. Он предложил ввести более радикальные меры и не держаться за институт частной собственности. «Нас со всех сторон шмонают!» — возмутился депутат. Через два месяца в стране будут миллионы безработных, если власти не изменят подход, уверен Коломейцев.

«Нам надо перестать бояться слова «национализация», — подытожил коммунист.

Депутат от КПРФ Владимир Исаков предложил передавать управление предприятием его «трудовому коллективу». Один из соавторов новеллы, депутат «Единой России» Анатолий Выборный, указал, что новелла не исключает такого варианта: решение о введении внешнего управления будет приниматься в каждом случае индивидуально.

В текущем виде законопроект не достигает основной своей цели — предотвратить социальный взрыв из-за сокращения сотрудников или невыплат зарплат, заявил депутат от ЛДПР Иван Сухарев. Он также призвал установить ответственность для тех, кто будет решать вопросы внешнего управления, включая членов межведомственной комиссии при МЭР. Он также призвал принять «как минимум зеркальные меры» в отношении собственности занявших «агрессивную позицию» иностранных лиц.

Депутат от фракции «Справедливая Россия — За правду» Валерий Гартунг указал, что в законопроекте нет какого-либо указания на умышленные действия, которые оправдывали бы введение временного управления. В документе нет речи о том, что компании ушли. Одним из признаков, которые дают основания для введения внешней администрации, выступает снижение прибыли на 30% — таких компаний в России очень много, уверен Гартунг. Ответственность за результаты такого управления занимающаяся им компания должна нести не только в случае умышленных действий, как в нынешней редакции, добавил депутат.

«Из текста законопроекта необходимо убрать все намеки на лишение права собственности», — подчеркнул депутат от фракции «Новые люди» Владимир Плякин. Необходимо уйти от всякой размытости формулировок, а долю иностранного участия для применения этого механизма предлагается поднять до 50%. В случае если у предприятия есть российский участник, владеющий не менее чем 25% акций, он должен получить преимущественное право взять на себя роль временной администрации.

Несмотря на споры, в первом чтении новеллу поддержали 415 депутатов при двух воздержавшихся.

Законопроект № 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией»