Спустя год после того, как заместитель начальника главного управления капитального строительства управделами президента Владимир Лещевский стал подозреваемым в получении взятки в 15 млн руб., Следственный комитет так и не предъявил ему обвинений. Сохранение прежнего статуса давно отстраненного от должности "до разрешения конфликтной ситуации" экс-чиновника, находящегося под подпиской о невыезде, связано с отсутствием против него улик, пишет "Коммерсант". Кроме того, расследование дела Лещинского осложнено тем, что в нем нет потерпевшего. Дело в том, что разоблачителя бывшего высокопоставленного сотрудника Кремля бизнесмена Валерия Морозова следствие считать таковым отказалось, и он по-прежнему считается свидетелем.
Дело в отношении Лещевского о взяточничестве было возбуждено в августе 2010 года после того, как руководитель ОАО "Москонверспром" Валерий Морозов написал заявление о получении чиновниками откатов за подряды на строительство олимпийских объектов в Сочи (он заявлял, что за заключение контракта на реконструкцию корпуса санатория "Сочи" Лещевский требовал с него 12% с каждого платежа). Как говорил тогда пресс-секретарь управделами Виктор Хреков, это был первый случай, когда под следствие попал чиновник управделами такого уровня. После возбуждения дела управделами Владимир Кожин отстранил Лещевского от выполнения обязанностей до выяснения обстоятельств.
Однако за прошедший с момента возбуждения уголовного дела в отношении Лещевского год следствие так и не смогло определиться с его виновностью. В результате, как сообщил "Коммерсанту" адвокат чиновника Саидахмед Арсамерзаев, расследование продлено до 11 октября. По его словам, следствие намерено сосредоточиться на второй составляющей этого дела — выяснить, имели ли место злоупотребления со стороны компании Морозова.
Морозов в свою очередь сообщил, что 11 августа он получил от следователя по особо важным делам следственного управления по Центральному федеральному округу С.Ольховникова постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против Лещевского. В документе от 4 августа сказано, что в его действиях "отсутствует состав преступления". Морозов считает, что отказ был некорректным и предвзятым. "Насколько я слышал, он вызвал негодование в Генпрокуратуре и администрации президента", — сказал бизнесмен. В июле "Новая газета" сообщала, что президент Дмитрий Медведев дал указание генпрокурору Юрию Чайке разобраться с обвинениями в адрес управделами.
Еще одной интересной особенностью этого громкого дела, как отмечает "Коммерсант", является отсутствие в нем потерпевшего. Морозова следствие таковым признать отказалось. "Как мне объяснили, мой случай выходит за рамки законодательной базы, поскольку впервые в такой ситуации использовались деньги частного лица. Я выделил личные средства на проводимый под эгидой государства оперативный эксперимент, что законом не предусмотрено. В итоге они исчезли. Признание меня потерпевшим, по сути, будет означать вину государства, чего правоохранительные органы допустить, конечно же, не хотят", — заявил "Коммерсанту" Морозов. Он считает, что в противном случае государство будет вынуждено компенсировать ему расходы.
Ранее Морозов рассказывал, что оперативники трижды фиксировали на аудио- и видеозаписи его встречи с Лещевским и передачу чиновнику денег. "Две проходили в здании управделами на Ильинке, а одна — в ресторане „Сливовица“ в июне 2009 года, — говорил он. — Однако задерживать с поличным Лещевского почему-то не стали. Мне говорили, что не было команды от руководства. Потом оперативники сказали мне, что записи якобы не получились".