В России будет осуществляться два вида мониторинга правоприменения: текущий, осуществляемый на регулярной основе, а также оперативный, проводимый в течение первого года действия нормативных правовых актов Российской Федерации, выполнения решений Конституционного Суда (КС) РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Отслеживать выполнение решений КС и постановлений ЕСПЧ будет Минюст. Соответствующую методику осуществления мониторинга правоприменения в России утвердило Правительство РФ.
Напомним, что выступая в мае этого года на Петербургском международном юридическом форуме, Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости мониторинга законодательства. "Несовершенство правоприменения, неуважение к судам сдерживают рост национального благосостояния", – сказал тогда Медведев.
Вскоре после этого глава государства подписал Указ "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации". С текстом Указа можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь. В соответствии с этим документом на Минюст, в частности, возлагается контроль за исполнением в России решений Конституционного Суда и Европейского суда по правам человека. По результатам такого мониторинга министр юстиции будет делать главе государства ежегодный отчет.
Сейчас Правительство РФ утвердило план и методику мониторинга правоприменения: постановление Правительства от 19 августа 2011 г. №694 и распоряжение от 19 августа 2011 г. №1471-р соответственно. С текстами документов можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь и здесь.
Согласно документам, в России будут проводиться текущий и оперативный мониторинг правоприменения. Текущий мониторинг будет проводиться на регулярной основе в отношении отрасли (подотрасли) законодательства и группы нормативных правовых актов. Оперативный будет осуществляться в течение первого года действия нормативных правовых актов Российской Федерации, выполнения решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека.
Будут обобщаться, анализироваться практика применения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций. При осуществлении мониторинга правоприменения по вопросам выполнения решений КС РФ и постановлений ЕСПЧ должна анализироваться и оцениваться практика выполнения постановлений и определений КС РФ и постановлений ЕСПЧ.
При анализе применения нормативного правового акта РФ будет использоваться практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов, практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов госвласти субъектов России и иных госорганов, информация от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при ЕСПЧ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Кроме того, будет использоваться информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций, граждан и данные из средств массовой информации.
Кроме того, в методике прописывается, по каким критериям должен проводиться мониторинг для принятия, изменения или отмены нормативных правовых актов России. В этих случаях должна анализироваться информация о практике их применения, в частности, по таким показателям: несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; несоответствие нормативного правового акта России международным обязательствам; наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов; неполнота в правовом регулировании общественных отношений; коллизия норм права; наличие ошибок юридико-технического характера.
Кроме того, распоряжением Правительства от 19 августа 2011 г. №1471-р утверждены и Планы мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2011 и 2012 годы.
Так, согласно документам, в текущем году планируется осуществить мониторинг законодательства, касающегося реформирование полиции, а также законодательства, определяющего госрегулирование деятельности по организации и проведению азартных игр.
В следующем году планируется провести мониторинг законодательства, касающегося порядка содержания под стражей, исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Также будет изучено законодательство, касающихся персональных данных, госрегулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.