ПРАВО.ru
Новости
3 октября 2011, 13:23

"Может решить с властью все вопросы по стратегическим предприятиям" - начался процесс генерала Бокова

"Может решить с властью все вопросы по стратегическим предприятиям" - начался процесс генерала Бокова
Кадр Первого Канала

В пятницу Никулинский суд Москвы приступил к рассмотрению по существу уголовного дела в отношении генерала МВД России Александра Бокова, директора Международного фонда развития казачества Михаила Креймера и директора ООО "Стройбетон" Сергея Степанова, обвиняемых в мошенничестве.

В ходе заседания прокурор Наталья Трошкина зачитала фабулу обвинительного заключения, согласно которой в 2005 году генерал-лейтенант милиции Боков использовал свое служебное положение для совершения мошенничества. Вместе со своими знакомыми Михаилом Креймером и Сергеем Степановым он ввел в заблуждение предпринимателя Алексея Чегодаева по поводу оказания помощи в приобретении контрольного пакета акций ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство", ранее входившей в активы ЮКОСа. За свою "услугу" они потребовали $46 млн. В 2006 году коммерсант передал доверенным лицам Бокова более $9,8 млн, однако никакого содействия не получил, после чего обратился в правоохранительные органы.

Подсудимым инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Обвиняемые своей вины не признали и намерены давать показания только в конце процесса.

В пятницу в суде также выступил потерпевший бизнесмен — Алексей Чагодаев. Он рассказал, что познакомился с Боковым весной 2005 года в отеле "Мариотт". К тому времени Чагодаев был владельцем Одесского нефтяного порта и хотел приобрести судоходную компанию "Волготанкер". По словам Чагодаева, "Боков был представлен ему как очень серьезный человек, который может решить все вопросы согласования с властью сделок по стратегическим предприятиям России". В ходе судебного заседания Чагодаев пояснил суду, что "Волготанкер" входил в число активов "ЮКОСа", впоследствии владельцем 80% акций пароходства стал бизнесмен Александр Александрович (еще 20% находилось в государственной собственности). На момент переговоров в отношении Александровича было возбуждено уголовное дело, и он проживал в Великобритании. 

По словам потерпевшего, через несколько месяцев Боков сам позвонил ему, сказав, что организовал встречу с "серьезным человеком". В телефонном разговоре генерал объяснил Чегодаеву, что если он хочет работать в России, ему нужно работать с командой, которая обеспечит ему административный ресурс.

Следующая встреча состоялась в офисе Бокова на Неопалимовском переулке в присутствии Михаила Креймера и вице-президента государственного банка "ВТБ" Вячеслава Шеянова. Креймер был представлен Чегодаеву как помощник заместителя руководителя администрации президента. Креймер уточнил, что он неофициальный помощник и решает все финансовые дела. "Он также сказал, что только что приехал из Кремля и мой вопрос согласован с „уважаемыми людьми“. У меня есть 30 минут для того, чтобы решить, будут ли мои компании участвовать в тендере на покупку „Волготанкера“ или нет", — рассказал суду Чегодаев. От бизнесмена они потребовали выплатить $2 млн., которые Боков обещал передать "наверх", а всего Чегодаев должен был выплатить $46 млн для того, чтобы "подмазать" высокопоставленных сотрудников администрации президента. Схему сделки предложили Боков и Креймер. Для этого Чегодаев открывал счет на $2 млн в КБ "Русский международный банк" на доверенное лицо Бокова (им оказался Сергей Степанов), а потерпевшему предоставляли документы на компанию "Волготанкер" и устраивали встречу ее владельцем Александровичем.

Встреча Чегодаева с Александровичем состоялась в Лондоне. По словам потерпевшего, они "долго торговались", но в конечном итоге сошлись на цене в $50 млн. за 80% акций "Волготанкера". Таким образом, сумма сделки для Чегодаева с учетом "платежей за содействией" Бокову и его подельникам должна была составить $96 млн, в то время как ее рыночная стоимость — $230 млн. "Флот находился в стоячем состоянии, он гнил. Через четыре года от него ничего бы не осталось", — пояснил бизнесмен.

Однако вскоре Чегодаеву позвонил Боков и сообщил, что "планы наверху поменялись": сделка оказалась под угрозой, поскольку компанию собирались банкротить. Теперь сумму, которую Чегодаев собирался выплатить Александровичу, он должен был включить в сумму взятки. Чегодаев сообщил суду, что был готов заплатить все налоги государству, однако Боков заявил ему: "Зачем тебе отдавать $50 млн какому-то уголовнику? Эту разницу ты отдашь нам!"

После разговора с Боковым Чегодаев передал через Степанова $7,8 млн. Часть денег была получена в долг у партнеров, а часть — изъята из бизнеса. Передача денег закреплялась расписками. Бизнесмен был уверен, что после бесконечных выплат и проволочек станет, наконец, владельцем "Волготанкера". "Но время идет, а счастья нет", — иронизировал потерпевший.

В 2007 году, устав от долгого ожидания, предприниматель через своего друга выяснил, что танкеры "Волготанкера" год назад были проданы "Лукойлу". Когда Чегодаев сообщил об этом Бокову, тот сначала заявил, что это бред, а потом сказал, что их "предали высокопоставленные чиновники", перепродав компанию за большие деньги. Тогда обманутый бизнесмен стал требовать от Бокова, чтобы тот вернул ему деньги. Пообещав это, генерал вскоре стал избегать Чегодаева. В 2010 году Чегодаев обратился в правоохранительные органы.

Допрос потерпевшего продолжится на следующем заседании, которое судья Валентина Комарова назначила на 12 октября.