ПРАВО.ru
Новости
23 января 2012, 20:10

ВС после вердикта ЕСПЧ отменил собственное решение о ликвидации Республиканской партии России

ВС после вердикта ЕСПЧ отменил собственное решение о ликвидации Республиканской партии России
Фото с сайта www.supcourt.ru

Верховный суд РФ отменил собственное решение от 2007 года о ликвидации Республиканской партии России (РПР). Причиной для этого послужил вердикт Европейского суда по правам человека от 12 апреля 2011 года, согласно которому отказ в перерегистрации партии нарушил статью 11 Европейской конвенции по правам человека. По иронии судьбы дело РПР вновь рассматривал судья Николай Толчеев, который в 2007 году принял решение об ее ликвидации. 

Началось судебное заседание с попытки отвода председательствующего судьи Николая Толчеева. При этом сопредседатель Республиканской партии России Владимир Рыжков подчеркнул, что "тут нет ничего личного".

"У меня как представителя РПР есть серьезные сомнения в Вашей объективности, беспристрастности. В этом же зале суда проходило пять лет назад рассмотрение дела, на котором принято решение о ликвидации РПР. С нашей точки зрения, рассмотрение проходило безобразно, Вы отказались рассматривать материалы, которые мы подготовили, Вы отказались проверять сомнительную, с нашей точки зрения, справку Минюста <…>. Дело было рассмотрено формально, без изучения всех обстоятельств", — заявил Рыжков.

Рыжкова поддержали его коллеги: сопредседатель РПР Валентина Мельникова и адвокат Александр Костин. Представитель Минюста Мария Гусева возражала против отвода судьи, назвав его необоснованным.

В результате, спустя минут 20, Николай Толчеев вернулся из совещательной комнаты и заявил, что ходатайство об отводе оставлено без удовлетворения. "Отвод судьи может быть обосновать лишь статьями 16, 17 ГПК, таких обстоятельств не имеется. Ссылка на заинтересованность является необоснованной, как и доводы о нарушении процессуальных прав политической партии при предыдущем рассмотрении дела. Решением ЕСПЧ от 12 апреля 2011 года установлено нарушение статьи 11 Конвенции о защите прав человека и защите основных свобод, которое выразилось в том, что федеральными законами, проверка конституционности которых не входит в компетенцию ВС РФ, установлены чрезмерные требования по количеству членов политических партий в ее региональных представительствах. Жалоба на нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции, закрепляющей право на справедливое судебное разбирательство, признаны безосновательными", — сказал Толчеев, отметив, что участие судьи в предыдущем рассмотрении дела само по себе не может служить основанием для удаления его с процесса.

После этого судебное заседание продолжилось. Сопредседатель Республиканской партии Рыжков заявил, что он требует отменить прежнее решение ВС РФ, обязать Минюст восстановить госрегистрацию РПР, а также обязать восстановить регистрацию региональных отделений партии. При этом, по его мнению, решение должно быть пересмотрено в связи с новым обстоятельством — решением ЕСПЧ от 12 апреля 2011 года.

"Для России решения ЕСПЧ в соответствии со статьей 46 Европейской Конвенции являются обязательными. Государство обязано выполнить окончательное постановление ЕСПЧ по делам, где государство является стороной. В решении ЕСПЧ [по нашему делу] однозначно говорится, что ликвидация РПР явилось нарушением требований статьи 11 Европейской Конвенции. Решение о ликвидации партии было принято ВС, <…> соответственно, ВС своим решением осуществил нарушение статьи 11 Европейской Конвенции по правам человека", — заявил Рыжков.

При этом он подчеркнул, что уже после вступления в силу решения ЕСПЧ представители РПР обращались в Минюст с требованием о восстановлении регистрации партии, однако министерство отказалось это делать.

Мария Гусева, представитель Минюста, которому переданы функции Федеральной регистрационной службы по регистрации политических партий, просила суд отказать в удовлетворении заявления Республиканской партии России и ее сопредседателя Владимира Рыжкова. Она отметила, что ЕСПЧ сделал заключение о нарушении статьи 11 Европейской Конвенции, посчитав нормы российского законодательства о политических партиях избыточными, а именно: правила о численности политических партий не отвечающими требованиям демократического общества. Вопрос на соответствие норм российского законодательства положениям Конвенции не являлся предметом рассмотрения ВС РФ, в связи с чем установленное нарушение не может считаться новым обстоятельством по делу.

По ее словам, для устранения нарушений России необходимо внести изменения в законодательство. В настоящее время в Госдуму президентом Дмитрием Медведевым внесен законопроект, направленный на устранение нарушений статьи 11 Конвенции. При этом она подчеркнула, что РПР имеет право обратиться в Минюст с заявлением о регистрации в общем порядке.

Однако представителей партии это не устроило. В частности, Рыжков отметил, что законопроект еще не стал законом. "С чего представитель Минюста взял, что он будет принят, либо принят в том виде, в котором внесен", — выразил он свое сомнение.

Заслушав стороны и изучив материалы дела, судья Николай Толчеев вынес определение, согласно которому заявление Рыжкова и партии подлежит удовлетворению, а решение ВС РФ  от 23 марта 2007 года — отмене. При этом он отметил, что "так как эти обстоятельства возникли после принятия решения ВС РФ от 23 марта 2007 года и имеют существенное значение для правильного разрешения дела, они являются основанием для пересмотра этого судебного акта". Он также обратил внимание на то, что РПР обращалось в Минюст по вопросу восстановления госрегистрации, но 16 декабря 2011 года ей было отказано. "Таким образом установленные ЕСПЧ нарушения не устранены", — сказал он.

Теперь, если сегодняшнее решение ВС РФ не будет отменено, и Минюст не откажется от своего иска о ликвидации РПР, дело будет рассмотрено снова в связи с возникшим новым обстоятельством.

*****

24 марта 2007 года Верховный суд РФ лишил РПР регистрации по заявлению Федеральной службы регистрации.  31 мая 2007 года кассационная инстанция Верховного суда оставила это решение в силе. В апреле 2011 года ЕСПЧ опубликовал решение о том, что ликвидация РПР была незаконной, в сентябре оно вступило в законную силу.